БАКУ /Trend/ Исключение возможной военной составляющей в ядерной программе Ирана не изменит того факта, что Тегеран останется под наблюдением Совета Безопасности ООН, США и МАГАТЭ, по крайней мере, в ближайшие десятилетия считает президент американского Совета Ирана Хушанг Амирахмади.
МАГАТЭ 15 декабря одобрил резолюцию о закрытии возможной военной составляющей ядерной программы Тегерана, называемой также PMD файлом.
"Закрытие файла имеет лишь символическое значение для Ирана, поскольку он имеет небольшое значение для США, учитывая тот факт, что даже американские шпионские агентства подтверждали не раз, что Иран прекратил свою незаконную ядерную деятельность еще в 2003 году", - сказал Trend эксперт в четверг.
По его словам, в последнем докладе МАГАТЭ, который послужил основой для резолюции, эксперты просто подтвердили этот вывод. Несмотря на то, что МАГАТЭ закрыло вопрос с PMD, оно сохранило ядерное досье Ирана, будет пристально наблюдать за выполнением страной условий Комплексного плана действии (JCPOA), сказал Амирахмади.
"МАГАТЭ теперь сосредоточится на навязчивом мониторинге реализации JCPOA Ираном", - сказал эксперт. Только в конце этой длинной иранской ядерной саги, когда страна ни один раз докажет приверженность своим обязательствам и дождется, чтобы МАГАТЭ это подтвердило, Тегеран может надеяться на снятие ряда ядерных санкций.
Совет управляющих МАГАТЭ во вторник принял окончательную резолюцию по иранской ядерной программе. Вместе с принятием резолюции будет закрыт вопрос о возможном военном измерении иранской программы, будут отменены все предыдущие резолюции совета по данному вопросу, и отношения МАГАТЭ и Ирана отныне будут регулироваться обычным набором документов, такими как соглашение о гарантиях и дополнительный протокол к нему.
Данная резолюция - завершающий этап реализации "дорожной карты", которая была подписана летом 2015 года в Вене параллельно с совместным всеобъемлющим планом действий. "Дорожная карта" была призвана прояснить нерешенные вопросы, касающиеся возможных военных аспектов иранской ядерной программы. В соответствии с этим планом Иран предоставил информацию, МАГАТЭ задало по ней вопросы, прошла серия встреч, в том числе первый визит гендиректора МАГАТЭ Юкия Амано и его заместителя Теро Варьйоранты на военный объект в Парчине, доступа на который МАГАТЭ добивалось многие годы. После этого 15 октября МАГАТЭ подтвердило получение всего объема запрошенной информации.
Иран и "шестерка" международных переговорщиков в ночь на 14 июля 2015 года достигли исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома. Длительные переговоры завершились принятием Совместного всеобъемлющего плана действий, выполнение которого полностью снимет с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза в обмен на верификацию мирного характера иранской ядерной программы, и "дорожной карты" по нему.