Азербайджан, Баку, 19 мая /корр TrendLife Эльдар Гусейнзаде/
Ашраф Мурадоглу является одним из наиболее непонятых художников современности. Его работы всегда выделялись необычным взглядом на мир, потрясающим чувством цвета, пластикой густых красок. Сейчас, наверное, многие уже не помнят о таком художнике, а ведь в свое время имя Ашрафа Мурадоглу было известно многим. Недавно вышел альбом работ художника. Составителем его стала писательница, член Союзов художников и писателей Азербайджана Сара Огуз, а редактором писатель и переводчик Мирза Гусейнзаде.
Ашраф Мурадоглу был одним из законодателей мод Баку. К примеру, первый в городе "Мерседес" был именно у него. На нем каталась вся "золотая молодежь" Баку конца 50-х годов XX века. В то время Баку начинал "заболевать" джазом. А.Мурадоглу был настолько им поглощен, что носил прическу под известных джазовых музыкантов мира того времени. Джаз был одной из сил, двигавших его искусство. "Ашраф Мурадоглу мог стать очень богатым человеком, если бы это ему было нужно. Заказы, а их было немало, художник выполнял легко, словно играючи, и на очень высоком уровне. Но в отличие от многих, он избрал путь не обогащения, а творчества", - так о нем говорит известный художник по коврам Кямиль Алиев. Несмотря на то, что А. Мурадоглу вырос в богатом доме, сам он всю жизнь прожил бездомным. Его единственным домом было место работы - небольшая, шагов в пять-десять в длину мастерская.
Из-под его кисти вышла, к примеру, такая крупная работа, как "Тегеранская конференция", на которой он изобразил Рузвельта, Черчилля и Сталина. Она была выполнена в стиле монументальной живописи. Искусствоведы говорили, что полотно напоминает мексиканские настенные росписи. Продолжая тему образов знаменитых людей, он создал картины: "Ленин в Смольном", "Тегеранская конференция", "Портрет Терешковой" и даже "Наполеон". "Его образы, читаемые как крик из мрака, несущие на себе груз далекого, таинственного мира, - своего рода "вещи в себе", запертые в стихии живописи", - пишет о творчестве А.Мурадоглу Сара Огуз. А еще в жизни художника была большая, несчастная любовь. Он любил девушку по имени Севиль, и даже написал ей письмо, но так его и не отправил. Ну а самая большая трагедия в жизни художника была в том, что его первая и единственная персональная выставка открылась только после его смерти, в 1984 году. С другой стороны, Ван Гог тоже мировую славу получил только после смерти, а раз в истории такие случаи бывают, то, значит есть и надежда, что будущие поколения по достоинству оценят творчество Ашрафа Мурадоглу.