...

Азербайджанец с американской улыбкой, или Проклятая глобализация

Интересное Материалы 7 февраля 2011 15:54 (UTC +04:00)
Азербайджанец с американской улыбкой, или Проклятая глобализация
Азербайджанец с американской улыбкой, или Проклятая глобализация

На сайте www.izvestia.ru опубликован материал Игоря Свинаренко " Сюжет в розовых тонах"

В капле воды, говорят, отражается весь океан и показывает свою сущность. По той же схеме, бывает, пойдешь в хозяйственный купить пошлой какой-нибудь краски для домашних нужд - и вдруг перед тобой открываются страшные глубины этнопсихологии, антиглобализма, отцов и детей, ближнего зарубежья и... так можно перечислять бесконечно.

И вот за этой самой краской отправил я нанятого для работ молдавского маляра Колю. Цвет был определен - по фирменным табличкам и со слов продавцов - приблизительно как "матовая терракота". Привозит он, значит, две банки, где краски смешаны при помощи дорогого компьютера, открываем - а внутри блестящая такая гламурная ярко-розовая краска, цвет типа фуксии, только с виду намного дешевле. Если бы я был юной лесбиянкой, или на худой конец феминистом, или по крайней мере политкорректным человеком, то еще бы ладно... Короче, поехал я краску возвращать ну или менять - налицо ведь явная ошибка.

Надо сказать, что краска эта была не в хозмаге через дорогу куплена, не на строительном нелегальном рынке у гастарбайтеров (к которым мы еще вернемся) - но в пафосном заграничном магазине под названием... не помню точно, что-то вроде "Марлен Дитрих", или "Марлон Брандо", или "Лили Марлен", или "Мэрилин Мэнсон/Монро" - что-то в этом роде, хотя я не исключаю, что назывался магазин "Дранг нах остен".

Приезжаю... Доложился в особом окошке, где толпятся недовольные, вызвали мне старшего приказчика по краскам, высокий такой молодой парень. Он показался, обозначился и махнул рукой: за мной, типа, в отдел.

- А что так, ни здрасьте, ни извините?

Он холодно смотрел на меня. И молчал.

Так - молча - мы дошли до красок.

Открыли банку.

- Ну, - спрашивает он, - и в чем же дело?

- Как в чем? Покупали одно, а вы вручили другое. Так что, Александр (это у него на бейдже написано, с фамилией, которую тут незачем приводить, скажем только - на букву "Ш"), меняйте!

- И не подумаю. Маркировка совпадает, вот, пожалуйста, наш каталог, - чистейшей воды терракота.

- А тут - розовое.

- Вы не понимаете, что цветопередача на бумаге нарушается? Тем более на нашем мониторе. А на самом деле все в порядке.

Каталог он держал одной рукой, а другая была засунута в карман брюк. При этом пожевывал жвачку. Суровый голос, взгляд мне в переносицу.

- Скажите, Александр! Вы, может, подражаете персонажам бандитских фильмов?

- Вы можете свои замечания и пожелания оставить в книге жалоб.

- Не, неохота. Мне нравится, что вы смелый и остроумный парень. Не то чтобы я требовал особых почестей - сам я демократ и даже анархист, - мне просто интересно узнать: политика фирмы позволяет вам при разговоре с клиентами жевать жвачку и держать руки в карманах?

- Держание руки в кармане наши правила не оговаривают. Но если вы хотите - я могу вытащить (но не вытащил.)

- А по жвачке - есть что-то в правилах фирмы?

- Не нравится - пишите письменную жалобу.

- Ваша позиция, Саша, мне понятна. Интересно, что думают про это ваши буржуазные начальники...

- Вы вообще для чего пришли, пообщаться?

- Нет, моя задача, вот теперь, рассказать вам, что у вас плохо с манерами. Конечно, если вы росли в детдоме, вопросов нет, но если вас воспитывали родители...

- Я считаю, что наша беседа закончена. В таком русле я ее продолжать не намерен.

И он снова посмотрел мне в переносицу.

- Александр, вы зря со мной разговариваете как сержант с новобранцем - я все-таки не служу у вас. Я вам еще почитаю нотацию. И сообщу вам сам, когда беседа будет закончена. И вы обязаны меня слушать, потому что я клиент, а вы приказчик.

- Но мы же не о краске уже.

- Не о краске. А о плохом сервисе. О вашей плохой работе.

Странно было мне видеть западную фирму, внутри которой внезапно расцвел "совок". Которого Саша ведь и не знал, по молодости-то! Но как-то вот эта матрица сработала...

- Надо улыбаться, - учил я Сашу, будучи в своем праве, - когда говоришь с клиентом. Тем более с клиентом недовольным. На деньги которого вы, Саша, живете.

Я догадался, что у уважаемой фирмы руки не доходят до воспитания персонала, и тратил свое личное время.

- Не надо со мной так разговаривать - как я должен отвечать и как не должен отвечать! - отшивал меня Саша. - Если что не нравится, пишите в жалобную книгу, и вам в определенные сроки дадут ответ.

Он не оставлял попыток склонить меня к новому жанру.

- Вы думаете? Но все-таки глупо смотреть на меня сверху вниз, когда у меня 1 метр 82 сантиметра. Вы не улыбаетесь, наверно, потому, что вы гордый? Ну, Саша, если вы гордый, то зря вы пошли в приказчики.

- Вы все сказали? - снова перебил меня Саша.

- Нет, не все. Я еще хочу вам сказать, что если вы гордый, то идите работать гендиректором. Как вы сами не догадались? С вашим умом? С вашей уверенностью в себе? Отчего же вы с вашими достоинствами не можете прыгнуть выше приказчика?

В общем, я потерял какие-то деньги, но получил моральное удовлетворение - оттого что поучаствовал в воспитании подрастающего поколения. Я этим, конечно, и дома занимаюсь, но дома-то я обязан и хвалить меня там не за что, а с чужими людьми - это общественная деятельность.

Разговоры разговорами, а краска нелесбийских тонов мне по-прежнему была нужна. Однако было бы странно покупать ее в этом же "Хэндехохе", или "Бонжуре", или как там его. Вместо терракоты подсунут опять если не розовую, то голубую...

И вот я принял свежее решение: поехал на строительный рынок. Что на Дмитровском шоссе.

Там зашел в первую попавшуюся лавку, бедную, но чистенькую. Хозяин, который оказался азербайджанцем по имени Бахадур, увидев меня, почему-то не стал жевать жвачку и смотреть мне в переносицу, но встретил меня с американской улыбкой и не знал, как мне угодить.

Первым делом он рассмотрел мою глобалистскую банку и сообщил, что проданная мне под видом матовой краска - глянцевая, что видно по маркировке. После он показал мне купленный в рассрочку компьютерный прибор, который замешивает сложные колера, а заодно и сами краски продемонстрировал. И похвалился образцами, полученными в итоге смешивания. Он запрещал мне самому поднимать банки и настаивал на том, что будет их мне подносить сам, а я буду сидеть в кресле. Причем по возрасту он годится в отцы Саше из "Женеманж па" или "Сис жур", а мне в старшие братья - а не гордый, гляньте-ка! Может, этим иностранцам (из дальнего зарубежья) отправить гордых русских приказчиков на стажировку к азербайджанцам со строительного рынка? Или вовсе нанимать там персонал?

Проклятая глобализация!

Хотя, конечно, краска у них одна и та же, международная. И цены совпадают с точностью до 10 рублей. Как ни странно. Притом что в "Кабано и Габано" старшие приказчики, младшие, средние, консультанты, кассиры, охранники и проч., и проч. - а на рынке в лавке один только Бахадур за все про все...

В итоге, как вы понимаете, при всей любви к западноевропейской культуре я теперь езжу не в сверкающий хамский иностранно- советский магазин - но в лавку к Бахадуру.

Что касается розовой краски, то и она не пропадет, ею можно покрасить дачный туалет типа сортир. Не пропадать же добру.

Тэги:
Лента

Лента новостей