Азербайджан, Баку, 29 сентября /корр. TrendLife Эльдар Гусейнзаде/
У композитора Рухангиз Гасымовой свой особый взгляд на отечественный шоу-бизнес. Она его не отрицает, а критикует. Что важно, делает это конструктивно, то есть своей критикой, участием в различных проектах пытается помочь шоу-бизнесу. Поэтому узнать ее мнение о тех или иных процессах в нашем шоу-бизнесе всегда интересно. Кстати говоря, сейчас Рухангиз Гасымова закончила свой собственный проект. С разговора о нем мы и начали интервью.
- Что вы приготовили для зрителей?
- Я написала современную комедию. Она предполагается для постановки на телевидении. Здесь много гротеска, юмора, сатиры, сарказма, лирики, где-то пафосные моменты. Но все это с улыбкой, есть музыка и песни.
- Это чисто драматургическое произведение?
- Нет, я же страшный эгоист. Я пишу пьесу, потом сочиняю к ней музыку, затем слова, вдобавок еще и пою, если нужно. Все это, конечно, не от хорошей жизни. Таким образом, я поддерживаю в себе творческий тонус и даю понять певцам, что я от них не завишу. Пока я могу сама исполнить свои произведения, и попробуйте - спойте лучше меня. Если можете, пожалуйста. Пока никто не горел таким желанием, и слава Богу. Кто бы их тушил потом? (смеется). Я написала несколько, на мой взгляд, удачных текстов к песням. Один текст даже, представляете, рэп! Я написала рэп, но вот, что делать с ним не знаю. Обычно когда я пишу стихи, то тут же придумываю к ним и мелодию, сочиняю песни, романсы. А тут рэп, жанр мною не освоенный, и вряд ли уже я его освою. Я могу рэповать, когда даю интервью. Но сделать из этого музыкальный номер мне немножко сложно.
- Но ведь и всю пьесу одной пропеть трудно.
- Тем не менее, я это сделала. Янус, был двуликим, а я, когда сажусь за стол, и начинаю сочинять пьесы, становлюсь многоликой. Каждый автор проживает жизнь своих героев. У меня за плечами определенный опыт работы в жанре лирической музыкальной комедии. Три мои пьесы были поставлены на телевидении: "Yollar gorushende", "Omrun yollari" и "Gonshu gonshu olsa". Две пьесы были поставлены в ТЮЗе: "Колодец" для взрослых и детская сказка-мюзикл "Золотой мальчик" для самых маленьких. Была у меня также и оперетта "Забавная история", написанная по собственному либретто. Я даже ее дирижировала, когда у меня дирижера увели. Это были такие закулисные "укольчики". А во время премьеры у меня однажды украли все женские парики. Но мы не сдавались. С тех пор я запрограммирована на борьбу за собственное творчество. Все-таки хочется уйти достойно.
- Не рано ли вы говорите об уходе?
- Все, что имеет начало, имеет свой конец. А говоря о том, что уйти надо достойно, я имею в виду, что уходить надо так, чтобы тебя не жалели, не говорили, мол, бедняжка, почему с ней так вот... Я не хочу, чтобы обо мне так говорили. Пусть лучше говорят, что я до последнего что-то делала, писала, творила.
- Вы бы хотели, чтобы вашу новую комедию исполняли эстрадные певцы или актеры театра?
- Я смею утверждать, что у нас на эстраде сейчас нет никого, кто был бы в состоянии хоть что-то серьезное изобразить на экране. Все, что они демонстрируют в клипах - химия. Химичит клипмейкер, химичит монтажер. Потом все собирается по кусочкам. В самых важных моментах певцы молча позируют, а музыка звучит сама по себе. К сожалению, наши клипмейкеры больше перенимают опыт маститых режиссеров, полагая, что все можно сделать за счет техники. Но ведь материал, который они снимают, не стоит затрат, сил и умения и т.д. Наши клипмейкеры ни в чем не виноваты. Многое зависит от уровня вкуса певца в клипе, вкуса его спонсоров и тех, кто потом будет демонстрировать готовый продукт. Поэтому тут есть факторы, которые взаимно исключают друг друга. Это сейчас очень серьезная проблема, которую так просто не решишь.
- Кто же тогда будет исполнять партии вашей будущей комедии?
- Конечно, драматические актеры, юмористы. У нас есть хорошие и талантливые ребята, а вот талантливых режиссеров, которые могли бы осуществить проект, меньше. Но надеюсь, что с Божьей помощью, "возьмемся за руки друзья" и что-то сотворим.
- А что вы скажите о юмористическом проекте на канале ATV, где вы должны принять участие?
- ATV сейчас переехало в новое здание, у них новая студия, очень современная техника. А значит, у канала появились новые возможности, они хотят расширить рамки своего вещания, разнообразить программы. Да, со мной велись переговоры о том, чтобы сделать программу типа клуба "Белый попугай", который был на ОРТ. Во всяком случае, я очень благодарна каналу ATV за приглашение принять участие в проекте. В каком качестве я там буду выступать, будет ли вообще программа - все это пока в разработке. И, тем не менее, даже на уровне проекта он греет, и мне очень приятно находиться в центре внимания, знать, что обо мне помнят. Это для меня очень важный аспект и стимул, чтобы не опускать руки и творить, творить, творить.
- Вы не очень лестно отозвались о шоу-бизнесе, тем не менее, активно в нем участвуете...
- Я не отзываюсь нелестно о шоу-бизнесе. Это разные вещи. Шоу-бизнес имеет право на существование. Сегодня шоу-бизнес очень важная, глобальная отрасль культуры. Без него невозможно представить ни одну цивилизованную страну. У нас же семьдесят процентов тех, кто слышал о шоу-бизнесе, считают, что он обязательно должен сопровождаться скандалом, демонстрацией обнаженных телес. И забывают, что главное в шоу-бизнесе демонстрация уровня своих талантов, возможностей.
- И вы этого в азербайджанском шоу-бизнесе не видите...
- Нет!
- Но участвовать в "Yeni Ulduz" вам было интересно.
- Поверьте, я не изображала из себя героиню, ничего о себе не возомнила. Просто в консерватории я получила определенный уровень музыкальных знаний от своих учителей. Я работала с такими мастерами, как Рашид Бейбутов, Вагиф Мустафазаде, вокальный квартет "Гая". То есть, с людьми, определявшими лицо эстрады тех времен. И вот этот уровень является для меня своего рода планкой. Всех, кто встречается на моем пути, я стараюсь поднять именно до этого уровня. Я не призываю постоянно оглядываться назад. Но ведь уроки прошлого на то и уроки, чтобы из них делать выводы!
- На ваш взгляд, кого-нибудь из "Yeni Ulduz" вы смогли привлечь к нормальной музыкальной культуре?
- Иногда мои коллеги говорили, мол, зачем тебе это надо? Я отвечала им: "Поймите, если какая-то часть молодых людей чайхане, подворотне, улице предпочли песни, стихи, участие в конкурсах, если их родственники перед телевизором наблюдают за ними, то один человек притягивает к себе минимум десять. Разве это плохо? Разве плохо, когда к нам приходит человек не знающий, что Кара Караев был композитором, а в процессе занятий узнает о Караеве, выходит от нас с убеждением, что он был гением музыкальной культуры". У этого человека изменится отношение ко многим вещам. Он заинтересуется литературой, пойдет в библиотеку, откроет какой-то журнал, энциклопедии, зайдет в Интернет не ради игры. Я считаю, что эти конкурсы делают благое дело. Может, я излишне оптимистична, но я же там не одна. Рядом со мной немало интересных людей.