...

Фантастический бакинец Александр Хакимов отмечает юбилей: Когда большой ребенок всласть наиграется…(ФОТО)

Интервью Материалы 2 апреля 2020 00:10 (UTC +04:00)
Фантастический бакинец Александр Хакимов отмечает юбилей: Когда большой ребенок всласть наиграется…(ФОТО)

БАКУ /Trend Life/ - Фантастический бакинец – так называет Александр Хакимов, которому сегодня исполнилось 60 лет. Удивительно добрый и отзывчивый человек, несмотря на свой возраст, как говорится, все еще с детской душой и вечно мечтающий о тайнах Вселенной, стремящийся в иные миры и измерения. В интервью Trend Life Александр Хакимов поделился своими мыслями, рассказал о творческом пути.

Но для начала о самом Фантастическом бакинце. По образованию – биолог, сотрудник Института генетических ресурсов Национальной академии наук Азербайджана. Но более известен как писатель-фантаст (ученик Бориса Стругацкого), публицист, журналист, эссеист, сценарист. Член Союза писателей и Союза журналистов Азербайджана, Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе при Союзе писателей России.

Начинал с юмористической и приключенческой фантастики, чтобы, по его словам, "хоть как-то развлечь людей, задавленных тяготами переходного периода". Но очень быстро переключился на социальную фантастику – с тем, чтобы исследовать "поведение стандартных людей в нестандартных условиях и наоборот". В последние годы всерьез интересуется вопросом так называемого "альтернативного разума" - искусственного интеллекта земных животных и даже инопланетян. По мнению Александра Хакимова, "столкновение человека с нечеловеческим разумом открывает перед нами широкие возможности, но вместе с тем несет с собой массу проблем, к которым следует быть готовыми и миссия фантаста – подготовить людей к этому".

Хакимов автор 13 книг. Наиболее известные из них – "Экскурсия в Авалон", "Длинные полуденные тени", "Не хочу к амазонкам!", "Виннету с Первой Нагорной", "Лицо фантастической национальности", "Звездная ящерка", "Зевающая чайка», "Messages (Послания)". Постоянный автор журнала "Литературный Азербайджан". Сотрудничал с рядом азербайджанских русскоязычных газет, выступая, главным образом как популяризатор науки.

Причем, действие практически всех фантастических произведений Александра Хакимова происходит в Азербайджане. "В какие бы выси, дали и глубины ни устремлялось мое воображение, ноги мои всегда твердо стоят на бакинских улицах", - объясняет автор. В своих статьях и книгах выступает с позиций гуманизма и интернационализма.

Последние несколько лет в рамках ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач, разработанной бакинцем Генрихом Альтшуллером, инженером и писателем-фантастом) Александр Хакимов проводит занятия по развитию творческого воображения с учащимися азербайджанских школ и ВУЗ-ов. Вот такой это удивительный и неординарный человек!

- С чем Вы подошли к своему 60-летию? Чего добились в жизни как ученый и личность? Довольны ли пройденным "млечным путем" жизни?

- Если честно, испытываю смешанные чувства. С одной стороны, неудовлетворенность. Говоря без излишней скромности, я способен был на гораздо большее, чем то, чего добился. За спиной – очень много нереализованных планов, несбывшихся мечтаний, несовершенных путешествий, ненаписанных материалов, не сделанных открытий. С другой стороны, зачем Бога гневить – радоваться надо, ведь я, по сути, достиг немалого, особенно если учитывать, что начинал я в "лихие времена" не с нуля даже, как принято говорить, а с минуса.… И, если я выбрался из этого минуса до сегодняшнего своего статуса, тем более самостоятельно, не имея ни от кого никакой существенной поддержки, то это уже хорошо! Меня знают, меня читают, уважают, у меня есть поклонники… В то же время меня не любят и даже ненавидят – значит, чего-то я все-таки добился в этой жизни.

- Интересно, а кто, по Вашему мнению, виноват в том, что многие планы не реализовались?

- Ну, уж точно не я. Мне себя упрекнуть не в чем, клянусь. Я не знаю, что такое лень, депрессия, творческий застой или кризис. Три с лишним десятилетия упорно трудился, невзирая на обстоятельства, чтобы стать кем-то, рассказать читателям многое из того, что знаю, или просто побеседовать по душам. Чтобы разбудить или поддержать в читателях интерес к этому удивительнейшему миру, в котором мы живем! Признание пришло ко мне с огромным трудом и сильной задержкой. Через сколько препятствий мне пришлось пробиваться все эти годы – страшно даже вспомнить. Непонимание, равнодушие, неприязнь, откровенная враждебность, подлости, обман… Кроме того, на мою долю, как и многих, выпали тяжелейшие времена. Смута, война, переходный период, крушение одних идеалов и неприятие других… да и не до идеалов было порой, когда вопрос стоял как просто выжить. Приходилось творить в невыносимых условиях. Человек менее настойчивый давно бы сдался, опустил руки, плюнул на все и угомонился. Кстати, подавляющее большинство моих друзей, взявшихся за писательство одновременно со мной, в конце 80-х, сошли с дистанции, убедившись, что дело это трудное, серьезное, нейронопожирающее, не прибыльное. Верность литературе сохранили считанные единицы. В том числе Ваш покорный слуга. Я не сдался. Упрям, в папу и в маму…

- А кем бы Вы стали, осуществись планы полностью?

- С самого раннего детства во мне тесно сплелись любовь к биологии и фантастике. Это привело к тому, что подростком я твердо решил посвятить себя астробиологии, то есть изучению жизни на других планетах. Однако я вовремя сообразил, что мне придется долго ждать, пока люди доберутся до других планет и тем более обнаружат там жизнь. Тогда я решил стать океанологом и изучать глубины Мирового океана – ведь это настоящая неисследованная планета, находящаяся "под боком", планета, населенная такими реальными монстрами, каких не выдумать и фантастам. В этом случае мои шансы заняться любимым делом существенно повышались. И я серьезно занялся подготовкой. Отслужил в армии, закончил университет, немного поработал на Каспии, ходил на научно-исследовательском судне. Начал "пробовать перо" и довольно успешно. Дальнейшей реализации моих планов помешала перестройка и реформы. Поверьте, я всегда прилагал максимум усилий и упорства в достижении поставленной цели, и если я чего-то не достиг – значит, обстоятельства были непреодолимы… А в случае реализации моих планов я стал бы даже не таким, как всемирно известный океанолог Жак-Ив Кусто, а, скорее, как итальянский писатель, режиссер-документалист, телевизионщик Фолько Куиличи. Как и он, я бы много путешествовал по свету, писал об этом книги, снимал документальные и художественные ленты…

- Наверное, об этом спрашивали не раз – почему именно фантастика?

- Я с детства читал разную литературу, но пленила меня именно фантастики. В рамках этого жанра писатели могли себе позволить намного больше, чем авторы-реалисты. Путешествия на далекие планеты, человек-невидимка, нашествие агрессивных марсиан, потрясающие открытия, способные изменить историю человечества – все эти допущения делали книги более яркими, интересными, многообразными. Плюс к тому у меня отсутствовал психологический барьер недоверчивости, из-за которого многие люди просто отмахиваются от фантастики, говоря: "А, это все неправда, не стоит и читать!". К счастью, я легко принимал правила игры, предлагаемые фантастами, и ни разу не пожалел об этом. Между прочим, изначально я даже и не мечтал самому писать фантастику, считая, что все важное и нужное уже сказано многочисленными авторами до меня. Позднее я понял, что это ошибка, и фантасту всегда есть о чем писать. Начал пробовать силы в этом жанре. Понемногу стал известен, как фантаст. И, в конце концов, даже был принят в Семинар писателей-фантастов под руководством Бориса Стругацкого. А это было нелегко: Борис Натанович, классик жанра, был весьма привередлив и разборчив. Сейчас же о моей фантастике высоко отзываются такие люди, как легендарный российский писатель и журналист Владимир Губарев, известный писатель Владислав Крапивин, "аксакалы" азербайджанской фантастики Евгений Войскунский и Павел Амнуэль.

- Какие проблемы сейчас интересуют Вас больше всего, как ученого и писателя-фантаста?

- Ну, помимо извечных вопросов "Кто мы? ", "Откуда взялись? ", "Куда идем?" лично меня страшно интересуют еще три. Возможна ли где-нибудь во Вселенной жизнь на иной основе, чем наша, земная? Что представляет собой иной Разум и чем он отличается от нашего, Человеческого? И как пройдет встреча человека с иной Жизнью и иным Разумом? Это не такие уж отвлеченные, оторванные от реальности вопросы, как кажется на первый взгляд.

- Говорят, Вы убежденный противник электронных книг?

- Да нет же. Просто я предпочитаю бумажные книги электронным. Бумажные книги доставляют мне большее эстетическое удовлетворение. Когда сторонники электронных книг говорят мне, что это удобно, я отвечаю: "Знаете в чем между нами разница? Я читаю книгу, а вы – ознакамливаетесь с текстом". Когда мне говорят, что это современно, я отвечаю: "Когда Большой ребенок, называемый Человечеством, всласть наиграется электронными и цифровыми игрушками, он вернется к бумажным книгам, виниловым пластинкам и пленочным фотоаппаратам". Я убежден в этом.

- Последние несколько лет Вы активно занимаетесь развитием творческого воображения со школьниками и студентами азербайджанских школ и ВУЗ-ов, в рамках ТРИЗ, который ныне широко признан во всем мире. Что Вы хотели бы пожелать творческой молодежи?

- В первую очередь – сохранить на всю жизнь чувство любопытства, интереса к окружающей жизни, жажду познания мира. Человек без этого не человек, а разновидность обезьяны. Еще я хотел бы пожелать молодым неиссякаемого оптимизма. В наше архисложное время, если человек не оптимист, то он покойник. Живой труп, имею в виду. Оптимизм и чувство юмора – наши спасители.

- Не поделитесь планами на будущее?

- Я крепко затвердил – жизнь заставила – высказывание известного режиссера и сценариста Вуди Аллена: "Если вы хотите рассмешить Бога – расскажите Ему о своих планах". Я избегаю смешить Бога…Огромное спасибо всем тем, кто помог мне состояться. Я помню добро и умею быть благодарным.

(Автор: Вугар Иманов)

Тэги:
Лента

Лента новостей