Азербайджан, Баку, 25 августа /корр. TrendLife Гюнель Ахмедова/
Американский пианист Алан Файнберг недавно на ежегодном камерном фестивале в г. Санта Фе исполнил композицию азербайджанского композитора Джаваншира Гулиева "Фортепиано силсиляси" (Каскад фортепиано). Сейчас Джаваншир Гулиев живет и работает вдали от родины - на Северном Кипре Турецкой Республики, однако отпуск предпочитает проводить в Баку. Своими мыслями о музыке и культуре Азербайджана и Турции, их общности и различиях, о творческом климате двух стран рассказал Джаваншир Гулиев в интервью TrendLife.
- Несмотря на то, что наши страны расположены по соседству, музыка сильно отличается. На продолжении веков музыка каждого государства развивалась на своих корнях. Турция была империей, и ее музыка формировалась на основе имперских требований. Азербайджан в течение многих веков не мог сформироваться в одно государство, поэтому его музыка развивалась на уровне дворца. Объединяют эти два государства лишь восточные корни. По-моему, азербайджанская музыка ближе к соседнему Ирану, чем к Турции. Только лишь азербайджанская ашугская музыка имеет схожие черты с турецкой. Ее корни уходят в творчество озанов. Однако понятие народной музыки, мугама в Турции нет, хотя иногда они пытаются исполнить похожую музыку.
- А как вы смотрите на практику получения почетных званий в Азербайджане?
- Ни в одной стране звания не даются просто так. С этим можно столкнуться лишь в Азербайджане. Каждый, имея привилегии, принижает достоинство этих званий.
- В чем причина вашего отъезда из Азербайджана?
- Я нуждался в здоровом моральном климате, потому что уже не мог создавать музыку. Признаюсь, что в материальном плане я проиграл. Но я хотел уехать - и уехал. Другие мои коллеги покинули Азербайджан по другим причинам. В отличие от меня, многие уезжали в поисках материальной выгоды. Хотя, по-моему, в такой стране, как Азербайджан зарабатывать деньги очень просто. Если каждое утро оставишь немного совести дома, вечером вернешься с большими деньгами. Сколько людей в Азербайджане зарабатывают деньги взятками, ложью. Коррупция есть везде, но не в такой форме и размерах, как в Азербайджане.
- Вы обрели моральный покой на Кипре?
- Да, обрел. Мое моральное состояние сейчас в порядке. Всю напряженность я оставил здесь. Обстановку, о которой я мечтал всю жизнь, я смог обрести только там. Утром иду на работу, а вечером в хорошем настроении возвращаюсь домой. Никто не мешает мне.
- Говорят, когда творческий человек страдает, он создает лучшие свои произведения?
- Укажите мне на одного такого человека...
Например, если бы Чингиз Алекперзаде не был арестован, он ни написал бы такое великое произведение, как "Зиндан"
Я не знаком с этим произведением. В целом, достойные в материальном плане условия жизни необходимы каждому. Но чтобы человек нуждался и при этом творил?.. Подобные отговорки имеют место в условиях тяжелого материального состояния людей: когда говорят, мол, если вас не зажимать, вы и работать не будете. Творческий человек не должен создавать свои произведения из-за материальной заинтересованности. И ценность художественного произведения не зависит от материального положения. Здесь действуют другие законы. У Аббаса Туфарганлы спрашивают: "Почему вы пишете стихи?", на что он отвечает: "Не писать я ни могу". Как только приходит вдохновение, нужно излить накопившееся на бумагу. Когда женщина готовится стать матерью, нельзя наложить какие-то запреты: либо она умрет, либо родит ребенка.
- Говорят, ваш последний балет будет поставлен в Турции...
- Этот балет создается по заказу одного из турецких продюсеров. Поэтому, его постановка осуществится не здесь, а на родине заказчика.
- А здесь вы получали какие-либо заказы?
- Здесь заказчики не знают, что заказывать.
- А как вы смотрите на творческую деятельность наших крупных чиновников?
- Каждый человек свободен, в том числе и в творчестве. Но это не говорит о том, что написанное любым должно широко популяризироваться в массы. В свое время в регионах действовали кружки самодеятельности. Любители пели любимые песни, а утром шли на завод, на работу. Таких кружков больше нет. Эту работу сейчас выполняют телеканалы, где люди удовлетворяют свои музыкальные потребности на виду у всех.
- Назначение вашего коллеги Фаига Суджатдинова на должность главного режиссера Зеленого театра среди музыкантов вызвало недоумение. А Говхар Гасанзаде, помимо должности руководителя Культурного центра имени Шахрияра, параллельно руководит Зеленым театром. Как вы смотрите на эти два назначения?
- Если из чиновника получается композитор, то почему из композитора не получится режиссер и руководитель? В Азербайджане возможно все. Если завтра меня назначат главным хирургом, я не удивлюсь.
- Вас беспокоит наплыв музыкантов-любителей в искусство?
- В первую очередь, я обвиняю в этом прессу и телевидение. Исполнители могут потребовать, чтобы их называли звездами, и телеведущие виноваты в том, что закрывают на этот факт глаза. Есть общепринятые нормы представления. Если не обращать внимания на требования исполнителей, то они откажутся от вредных привычек. Однако, как я вижу, наше общество с каждым днем деградирует. Все дело в том, что общественного мнения у нас нет, и телевидение не желает прислушаться к критике. В других областях царит то же самое. Но ведь все взаимосвязано, До тех пор пока от городских пробок, загрязненного воздуха, мусора мы не освободимся, ничего не изменится.
.