...

Нужна ли нам своя силиконовая долина?

Исследования Материалы 27 апреля 2009 12:12 (UTC +04:00)

Цель этой статьи - без претензий на научный подход привлечь внимание к кластерному развитию как одной из удачных моделей усиления конкурентоспособности экономики страны. Мировой опыт говорит нам о том, чтобы мы внимательнее присмотрелись к данной идее.

Впервые идея о том, что прогресс национальной экономики зависит, по крайней мере  и отчасти, от географической концентрации отраслей производства, была озвучена более века назад Альфредом Маршаллом, утверждавшим, что рост экономики Великобритании и ее лидерство в 19-ом веке было обусловлено развитием географически локализованных отраслей производства, таких, например, как текстильные мануфактуры в Ланкашире, гончарное производство в Стаффордшире, машинное оборудование в Вест-Мидленде и другие. Причины такой концентрации, по словам Маршалла, могли быть связаны с наличием сырья и природных ресурсов, близостью рынков сбыта, или просто случайным стечением исторических обстоятельств. Но, однажды возникнув, такие скопления мануфактур и предприятий в одном географическом районе (geographical specialisation) начинали, как единый организм, саморегулироваться и самоукрепляться. Причинами роста и усиления этих промышленных скоплений Маршалл видел в привлечении ими различных вспомогательных отраслей, обеспечивающих ресурсы, создании и росте в этих агломератах квалифицированной рабочей силы, развитии и применении там специализированной техники и оборудования, накоплении ими знаний и технологий. Кроме того, он говорит о царившей в этих промышленных агломератах особой атмосфере, традициях и практиках, связанных с данным производством, превратившихся впоследствии в институт общественного и культурного устройства на этой территории.

Ровно век спустя, в 1990 году другой выдающийся экономист, профессор Гарвардской бизнес-школы Майкл Портер выдвинул идею кластерного развития в своей теории конкурентных преимуществ. Коротко смысл теории в том, что источником поступательного роста промышленного производства и экономики в целом являются не столько естественные экономические преимущества, такие, как территория, количество населения, природные богатства и т.д., сколько преимущества, приобретенные компаниями в результате сильной внутренней конкуренции. Конкурентные преимущества (competitive advantages) фирмы - это, в конечном счете, устойчивый спрос на ее продукцию внутри страны и за ее пределами. Портеровская "модель ромба" (Diamond model) отражает взаимосвязь между четырьмя факторами, влияющими на рост конкурентного преимущества:

·         стратегия, структура и конкуренция компаний (конкурентная среда диктует необходимость проявлять гибкость, и стимулирует устойчивые капиталовложения в модернизацию производства и наращивание ресурсов);

·         факторные условия (ресурсы - кадровые, капитальные, инфраструктура - физическая, административная, информационная, научная);

·         условия спроса (большой и придирчивый спрос на продукцию компании вынуждает ее постоянно искать способы улучшения качества с помощью новых идей и технологий);

·         родственные и обслуживающие отрасли (достаточное число квалифицированных поставщиков, помощь компаниям-производителям в стремлении сделать продукцию экспортной).

Портер считает, что природа этих четырех факторов и формирует кластер, а географическая концентрация конкурирующих компаний усиливает связи между факторами.

Кластер, по Портеру, это географическая концентрация в определенной сфере экономической деятельности группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков оборудования и материалов, фирм-поставщиков услуг (юридических, IT, аудиторских, рекламных и др.), исследовательских центров (университетов, научных лабораторий), а также сопутствующих структур, имеющих отношение к данной отрасли. Все эти производители, потребители и поставщики связаны общностью интересов (commonalities) и взаимно дополняют друг друга (complementarities). Кластеры возникают там, где сосредотачивается достаточное количество ресурсов и знаний, которые, достигнув критического порога, приобретают ключевую роль в некой экономической сфере с решающим устойчивым конкурентным преимуществом в данном регионе или даже в глобальном масштабе. Не правда ли, похоже на идеи Маршалла, только с учетом реалий конца 20 века. Вот несколько примеров успешных и всемирно известных кластерных моделей: Силиконовая долина - компьютерные и биотехнологии, Сингапур - логистика, Тулуза - авиационно-космическая промышленность, Бангалор - аутсорсинг производства программного обеспечения, Голливуд - киноиндустрия, наконец, лондонский Сити - финансы. Впечатляет.

 

Апологеты кластерной модели развития бизнеса, вопреки законам математики, утверждают, что в данном случае величина целого превышает сумму его частей, имея ввиду те положительные результаты, который дает, наряду с сильной конкуренцией, и кооперация внутри кластера.  Классификация кластеров на виды и подвиды расширяется по мере того, как исследователи кластерной модели развития бизнеса находят все новые и новые факторы "за". Кластеры делят на традиционные индустриальные, и высокотехнологичные, вертикальные и горизонтальные, спонтанно возникшие вокруг какой-то отрасли, и созданные и спонсированные по проекту правительства с конкретной целью, и т. д. Но, практически все сходятся во мнении, что не существует единого стандарта, нет модели кластера, подходящей для всех стран и регионов. На развитие кластеров влияет множество факторов - исторические традиции страны, культура, национальные особенности народа, состояние экономики, правовой системы, уровень знаний и научных исследований и др.

Согласно рейтингу Индекса глобальной конкурентоспособности, опубликованному в отчете Всемирного Экономического Форума за 2008-2009 год, Азербайджан по критерию кластерного развития занимает 107- е место из 134-х стран-участниц.

Анализ показал, что азербайджанское правительство может параллельно двигаться в двух направлениях.

Первое: осуществляя шаги, направленные на либерализацию экономики, создать такой климат, где возникновение кластерных систем приобретет естесственную форму, и в этом случае вопрос, нужны ли нам кластеры или не нужны, теряет смысл. За последнее время предпринят целый ряд мер в этом направлении: создано "единое окно" регистрации бизнеса в Минналогов, "единое окно" прохождения грузов через пограничные таможенные пункты, идет работа над проектом по созданию единой системы регистрации недвижимости, принят закон о создании СЭЗ, предусматривающий применение в них льготного режима налоговых сборов и таможенных пошлин. Самая последняя новость - уже подготовлен указ о реформе в сфере лицензирования и выдачи разрешений для малого и среднего бизнеса - очень важный шаг по поддержке предпринимательства и сокращению поля деятельности для коррупции.

Второе направление - спонсирование и создание научных (образовательных) инновационных центров по типу "Городка Знаний" или "Интернет-Сити" в Дубае. В таком центре мог бы происходить интенсивный обмен информацией и знаниями, и при достаточном скоплении ресурсов он смог бы в дальнейшем превратиться в кластер высоких технологий и знаний.   

На наш взгляд, в близкой перспективе у нас есть несколько сфер, где в дальнейшем возможна концентрация бизнеса, особенно необходимо выделить две - транспорт и агропромышленный комплекс. Последний - это вообще непочатый край деятельности, учитывая естественные природные условия и имеющийся опыт.

Что касается транспорта, у Азербайджана имеется сильная предпосылка в виде географического положения: транспортировка большой нефти с восточных берегов Каспия на Запад, поток товаров и грузов из Европы через Россию в Иран, и далее на Ближний Восток и в Индию через транспортный коридор Север - Юг, строительство нового международного торгового порта, - это выгодные для нас факторы, создающие возможность стать узловым транспортно-транзитным центром каспийского региона, где может быть создан региональный кластер, скажем, логистический. Так сделали в Сингапуре. Не обладая сколь-нибудь существенными природными ресурсами и территорией, исспользовав свое стратегическое месторасположение на стыке морских и воздушных путей, работая семь дней в неделю по 24 часа в сутки, на сегодня Сингапур- это крупнейший в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире кластер, где сосредоточились более трех тысяч логистических компаний, местных и международных, с мощной инфраструктурой и IT- базой, ежегодно приносящих огромную прибыль стране.

Некоторое время назад азербайджанский парламент ратифицировал законопроект "О специальных экономических зонах". Председатель парламентской комиссии по экономической политике Зияд Самедзаде сказал, что создание зон не решит все проблемы, и необходимо воспользоваться всеми возможностями, в том числе созданием СЭЗ, для обеспечения динамичного и стабильного экономического развития. С этим наверняка все согласятся, так же как и с тем, что кластеры - это также только одна из эффективных, как показывает мировой опыт, моделей роста конкурентоспособности экономики. Думаю, что мы, рано или поздно, определимся с вопросом, вынесенным в заголовок этой статьи.

Лента

Лента новостей