...

Мне всегда приятно и волнительно приезжать в Баку - скрипач Максим Венгеров

Интервью Материалы 7 октября 2010 16:51 (UTC +04:00)
Мне всегда приятно и волнительно приезжать в Баку - скрипач Максим Венгеров
Мне всегда приятно и волнительно приезжать в Баку - скрипач Максим Венгеров

Его талант отметил великий Яша Хейфец, подаривший тогда ещё юному скрипачу свой смычок. Теперь Максим Венгеров, которого стремятся заполучить крупнейшие концертные залы, выступает с лучшими оркестрами мира, он - обладатель двух премий "Грэмми". Скрипач-виртуоз приехал в Москву поделиться опытом с юными музыкантами на Второй Международный фестиваль мастер-классов "Слава Маэстро!" "С таким талантом просто постоять - счастье, а получить от него профессиональный совет - вообще из области мечты", - так сказала о Максиме Венгерове организатор фестиваля Ольга Ростропович. Для дочери Мстислава Ростроповича лучший способ увековечить память об отце - продолжить дело его жизни, помогая молодым талантам. Венгеров, наш соотечественник, который уже 20 лет живёт за рубежом, откликнулся одним из первых. Накануне фестиваля он дал эксклюзивное интервью корреспонденту "Эхо". Беседовала Маргарита Виноградова.
- Максим, вы родились в Новосибирске, в отрочестве переехали в Германию. Где сейчас ваш дом?
- Мои родители живут в Швейцарии, бабушка - в Израиле, и мне нравится у них гостить. Но моё главное местожительство - Монако. В Германии я курирую музыкальные академии, даю много концертов. А Россия - это часть моей души, мои корни, поэтому я всегда чувствую себя здесь как дома. И в этом эмоциональном смысле я никогда из России не уезжал.
- Вы так востребованы в мире, что вас прозвали Летучим голландцем. Но вы всё-таки нашли время приехать в Москву на фестиваль...
- Для меня это огромная честь. Как только Ольга обратилась ко мне, я сразу же согласился. Нас связывает многолетняя дружба. Такие же тёплые отношения были у меня и с Мстиславом Леопольдовичем. Его имя является для меня маяком, на него я равнялся с детства, с тех пор как в 12-летнем возрасте впервые услышал его игру. Никогда не забуду этот звук, эту энергетику, которая исходила от его исполнения. И каждый раз мои встречи с этим великим музыкантом становились для меня уроком.
- Вы участвовали в совместных концертах с Ростроповичем?
- Когда мы вместе выступали на сцене или записывали какие-либо музыкальные произведения, - у нас вышло семь компакт-дисков, - каждая встреча была незабываемой. Мстислав Леопольдович давал советы, которые я запомнил навсегда. Вы наверняка помните: как только он появлялся где бы то ни было, он всех будто озарял светом и заряжал энергетикой. Казалось, ты подключался к естественному источнику силы, идущей от самой природы. Эти встречи сильно повлияли на меня как на музыканта и человека. Я считаю себя маленькой частицей той энергетики, что он мне передал. И вот теперь я бы хотел передать мои впечатления о нём молодым людям так же, как он мне рассказывал о своих наставниках - Шостаковиче, Прокофьеве, Бриттене...
Идея Международного фестиваля мастер-классов памяти Ростроповича - совершенно уникальна. Не думаю, что есть ещё где-нибудь в мире подобное. В оперном Центре Галины Вишневской мастер-классы проводят музыканты высочайшей пробы. И я счастлив быть среди них.
- Не всегда, согласитесь, выдающиеся музыканты-исполнители могут быть педагогами. Какой у вас опыт в этой области?
- Мой первый педагогический опыт я приобрёл в 8 лет. Я учился тогда в Москве в Центральной музыкальной школе. У моего товарища были проблемы с ритмом. И я ему подсказывал. Благодарностью мне были его слова: "Спасибо, Максим, я получил пятёрку".
Второй опыт был не столь удачным. В 15 лет, когда я учился у профессора Захара Брона в немецком Любеке, у меня появился ученик, из которого я решил сделать второго Яшу Хейфеца. Но паренёк попался не очень талантливый, спустя год, чуть не сойдя с ума, он бросил скрипку. Из этих двух примеров я понял, что к каждому ученику нужен индивидуальный подход.
В 26 лет я стал профессором Высшей школы музыки Саарбрюкена в Германии. Благодаря этому опыту работы со студентами я постиг тайны мудрейшей науки - педагогики. Четыре года я преподавал по 10 дней в месяц, что было нелегко при моём графике выступлений по 80 концертов в год. Кроме того, в это время я осваивал новые для меня инструменты - альт и барочную скрипку. Спустя 4 года я закончил постоянное сотрудничество с Саарбрюкеном, но остаюсь там приглашённым профессором, даю также мастер-классы в Лондонской музыкальной академии и других школах.
- С недавних пор вы встали за дирижёрский пульт. Связано ли это с травмой руки, о чём была большая шумиха в прессе, и возможно ли ваше возвращение к сольной карьере?
- О моей руке действительно ходит много слухов, хотел бы их развеять: в 2008 году я вылечил руку в Японии, так что эта неприятность в далёком прошлом, слава Богу.
Мой дебют в качестве дирижёра в Москве состоялся три года назад на Красной площади с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского. Сейчас мне предстоит пройти длинный путь к этой профессии. Не хочу выглядеть любителем, хотел бы дирижировать не хуже, чем играю на скрипке. Язык жестов дирижёра и скрипача во многом схож, а на скрипке я играют с пяти лет. Хотелось бы дирижировать без акцента. Сейчас я часто бываю в Москве, посещаю репетиции и мастер-классы Юрия Симонова, сотрудничаю с его оркестром Московской филармонии, набираюсь опыта и закладываю новый фундамент для своего будущего.
Параллельно на Западе у меня много концертов в качестве дирижёра. Я сотрудничаю с симфоническими оркестрами Монреаля, Торонто, Осло, Парижа. В октябре с фестивальным оркестром имени Менухина в Гштааде под Женевой, в котором являюсь главным дирижёром, мы едем в большое турне по миру. Хочу играть и в то же время планирую сделать одну или две оперных постановки. Может быть, через год, через два. И я всё больше думаю, как совместить дирижирование с игрой на скрипке - очень ревнивом инструменте, требующим к себе постоянного внимания.
- Насколько успешно складывается сотрудничество с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибекова в качестве главного приглашённого дирижёра?
- Мне всегда приятно и волнительно приезжать в Баку. Ведь там родился наш любимый Мстислав Ростропович, а также потому, что сам город замечательный, люди душевные, и мне всегда хорошо там музицировать. Оркестр Бакинской филармонии- замечательный коллектив с прекрасными музыкантами. Я работаю с ним уже два года, и сейчас мы готовимся к очередному ежегодному фестивалю Ростроповича, который состоится в декабре. Готовим очень интересную программу: в первом отделении исполним Испанскую симфонию Эдуарда Лало для скрипки с оркестром. В качестве солистов я пригласил пять молодых азербайджанских скрипачей. В концерте пять частей, и каждый солист будет исполнять одну из них.
- При таком плотном графике остаётся у вас время на досуг? Вы ведь мечтали пересечь Америку на мотоцикле.
- На досуг времени почти не остаётся. Хочется ещё и с друзьями пообщаться. Так что о мотоцикле остаётся лишь мечтать.
- Не кажется ли вам, что сегодня академическая музыка затёрта попсой, от которой спасу нет?
- Я не хочу казаться консерватором, но поп-музыка действительно буквально насильно внедряется в наши уши, хотим мы того или нет. В лифтах учреждений, в барах, в бассейнах - словом, в любом общественном месте нам её навязывают. Счастье, что классика, опера остаются нашим убежищем. Слушая их, мы можем погрузиться в мир прекрасного. Хотелось бы этой музыкой воодушевить молодёжь, чтобы она могла приобщиться к настоящим ценностям.

Источник: www.ekhoplanet.ru

Лента

Лента новостей