Азербайджан, Баку, 4 июня /корр TrendLife Севиль Исмайлова/
Уже начался сезон свежих фруктов и овощей. По привычке мы идем покупать их на сельскохозяйственные рынки. И вновь, как всегда, будем недовольны ассортиментом, ценами и продавцами...
В эти выходные, корреспондент TrendLife не поленилась объездить практически все знакомые и доселе незнакомые рынки: "Яшыл базар", "Тезе базар", "Шушели базар", а также Насиминский и в п. 8 км. А влекло нас на совершение столь отважного подвига профессиональное любопытство - кто стоит за прилавками и насколько выгодно это ремесло. Надо сказать, мы многое узнали и сейчас хотим поделиться с вами своим расследованием.
Своеобразные рыночные отношения
Итак, на вопрос: вы ли хозяин товара, все торговцы как один (необходимо отметить, что ответ был одинаковым на всех вышеперечисленных базарах) отвечали, что они лишь нанятые работники, получающие фиксированную зарплату, и понятия не имеют, ни откуда берется товар, ни кто и сколько платит в городскую казну. И действительно, ни за одним прилавком мы не увидели кассовых аппаратов. Пришлось долго гулять, пока один из так называемых контролеров не разложил нам всю ситуацию по полочкам. Вот, что он рассказал:
"На подавляющем большинстве столичных рынков действует такая схема: хозяева, которым принадлежат торговые площади, ставят своего директора, который сдает павильоны и складские помещения в аренду нескольким предпринимателям. Они вкладывают свои деньги в ремонт и обустройство, а потом находят оптовых или мелкооптовых торговцев и пересдают все это хозяйство им. Те нанимают продавцов, а сами поставляют им товар с "дружественных" продовольственных баз и назначают одинаковые, удобные им цены. На небольших рынках эти люди, чаще всего приезжие из Губы, Хачмаза, Лянкярана, Ордубада и других регионов страны, стараются занять все существующие торговые места. Всем, кто приходит со стороны, они заламывают такие огромные деньги за аренду, что торговля становится неэффективной", - подчеркнул наш собеседник.
Что касается схемы поставок, то она проходит по давно проработанным каналам: оптовики на продовольственных базах по заранее подписанным контрактам получают овощи и фрукты. Часть поставляют в магазины, часть - на рынки. При этом цена увеличивается в десятки, а иногда и в сотни раз. Скажем, за 1 кг клубники первоначально платят около 40 гяпик, а на прилавках она стоит уже от 1 до 4 AZN. Однако в городской бюджет попадают копейки, так как рыночные места не оборудованы кассовыми аппаратами, берется лишь небольшой фиксированный налог. Если судить по документам, половина мест всегда оказывается пустой. Хотя реально на рынке точек может быть намного больше заявленных. Проследить, сколько и какого товара уходит с одного прилавка, невозможно. Иногда, если какие-то бумаги всё же нужны, на одном кассовом аппарате где-нибудь в подвале выбивают ленты чеков на небольшие суммы.
И здесь "крыша"
Однако некоторые сельскохозяйственные рынки действуют по-другому. На их территории действительно можно взять место в аренду. Сдается оно сразу с оформленными на некое юридическое лицо документами. Вот только к официальной стоимости придется добавить в конверте еще в несколько раз больше. Если по бумагам день, например, стоит 20 AZN, то реально за него приходится отдавать до 50 AZN. Это деньги для "крыши", однако, собирают их, как правило, официальные хозяева. За них арендатора обещают избавить от проверок правоохранительных и налоговых органов. Цена товара автоматически поднимается также в несколько раз. Результат налицо: постоянное недовольство покупателей слишком завышенными ценами. Причем, с каждым годом цены набирают обороты и взлетают до умопомрачительных высот.