...

Бомбардировщики в Бомборе, спецназ в Кодорском ущелье? – ведущий эксперт The Heritage Foundation Ариэль Коэн

Грузия Материалы 9 февраля 2009 15:36 (UTC +04:00)

Руководитель направления России, Евразии и международной энергетической безопасности The Heritage Foundation (США), политолог Ариэль Коэн специально для Trend

Россия стремится установить свое военное присутствие в Абхазии и тем самым власть на территории всего Южного Кавказа. В дополнение к своей комплексной системе ПВО с Арменией Россия хочет при необходимости использовать свои военно-воздушные силы (ВВС) в этом регионе.

Бомбора возле Гудаута - крупнейший военный аэродром на Южном Кавказе, который может похвастаться взлетно-посадочной полосой в 4 километра. Взлетно-посадочная полоса заканчивается менее чем в 100 метрах от моря, позволяя самолетам взлетать на очень низкой высоте над морем, и оставаться незамеченными для вражеского радара на начальных этапах полета. Это может быть особенно важно для возможных операций против стран НАТО, включая Турцию и Украину.

В советские времена, воздушная база Гудаута могла принимать все виды военных самолетов, включая истребители, непосредственную авиационную поддержку, и тяжелый военный транспорт. Авиабаза раньше принимала отдельные парашютно-десантные полки, и была в числе первых авиабаз, принимавших советские истребители "Сухой-27" (в обозначении НАТО - "Обход" / "Удар во фланг"). Истребитель "Сухой" действовал также за пределами Бомборы против грузинских войск и авиации во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов. В то время база принадлежала российским военным.

На Стамбульском саммите ОБСЕ 1999 года президент Борис Ельцин поручил, чтобы Россия оставила свои военные базы в Грузии, включая базу Гудаута. Российское военное руководство не скрывало своего негодования.

В 2001 году Москва заявила, что оставила базу, то есть удовлетворила претензии, периодически высказываемые Тбилиси. Абхазское министерство иностранных дел косвенно подтвердило присутствие российских самолетов в Гудаута после предполагаемого ухода, сообщила Gazeta.ru.

Во время последнего конфликта в 2008 году, российские воздушно-десантные войска (ВДВ), сражавшиеся с грузинской армией на западе Грузии, приземлились в Бомборе. Никто не может исключить эту базу из дальнейших операций в регионе помимо Грузии.  

Покидали российские военные авиабазу полностью или нет, в настоящее время стоит вопрос об их официальном возвращении. По словам источника в российском министерстве обороны, Москва планирует разместить около 20 самолетов, в том числе Су-27С (Flanker), эскадрильи штурмовиков Су-25 (Frogfoot), и несколько транспортных самолетов Ан-26 (Curl). Тот же источник называет "сдерживание Грузии" основной миссией базы.

Москва также заявляет, что восстановленная авиабаза в Абхазии необходима для обеспечения должного уровня безопасности Олимпийских игр 2014 года в Сочи, но это объяснение смехотворно.

Стоимость расширения


Развертывание российских военно-морских, воздушных и наземных сил, в том числе около 3700 отрядов в Кодорском ущелье, в сепаратистской Абхазии, увеличивает угрозу суверенитету стран Южного Кавказа, угрожая западным экспортным маршрутам нефти и газа. Этот шаг неизбежно ухудшит отношения России с Европейским союзом и Соединенными Штатами, в той же степени, что и отравит отношения между Москвой и Тбилиси.

НАТО выразил озабоченность по поводу новой базы. США и ЕС обвиняют Россию в нарушении соглашения о прекращении огня, в котором содержится призыв к ограничению военного присутствия России в Абхазии после августовской войны 2008 года. Россия, в свою очередь, обвиняет США в оказании поддержки Тбилиси, а также в пособничестве в деле реконструкции и развития грузинского военного потенциала.

Российское военное присутствие в Абхазии, скорее всего, превратится в хронический и болезненный недуг американо-российских отношений на десятилетия вперед, но, очевидно, кого-то в российских вооруженных силах это не волнует. Как и Кремль.

При наличии дополнительных военных кораблей, истребителей и военных вблизи Черноморского побережья Грузии, Россия испытывает на стойкость позиции Соединенных Штатов, которые недавно подписали Хартию о стратегическом партнерстве с Тбилиси. Существуют и более серьезные последствия российской попытки контроля грузинских прибрежных вод и воздушного пространства. США, возможно, нуждаются в грузинских портах для поставок в Азербайджан в случае конфронтации с Ираном, или для обеспечения размещения в Афганистане и Центральной Азии.

Особенно остро стоит сейчас вопрос о том, что база "Манас" будет закрыта из-за российского давления, и наземные и водные маршруты через Грузию, Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан, возможно, будут необходимы.

Летом 2008 года американские военные корабли могли входить в грузинские воды для доставки гуманитарной помощи жертвам войны. Вопрос заключается в том, что произойдет в будущем?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Trend

Лента

Лента новостей