...

Юбилей лучшего танка всех времен и народов

Россия Материалы 21 декабря 2009 13:12 (UTC +04:00)

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости

70 лет назад, 19 декабря 1939 года, Комитет обороны при совнаркоме СССР издал постановление № 443сс, в соответствии с которым на вооружение РККА принималось несколько новых типов автомобильной и бронетанковой техники. Вторым пунктом документа шел "Танк Т-32 - гусеничный, с дизельмотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсредмаша".

Постановление предписывало усилить бронирование новой машины, улучшить обзорность и вооружение, присвоив указанному танку новый индекс - Т-34. Так в Красной армии появился новый средний танк, и вряд ли кто-то тогда догадывался, какая судьба и какое долголетие ему уготованы.

Разработка новой машины началась в 1937 году. За основу при разработке нового танка было решено взять общую компоновку, ходовую часть и подвеску легкого танка БТ.

Так же, как и БТ, новый танк предполагался колесно-гусеничным - способным двигаться по плохим дорогам и бездорожью на гусеницах, а по дорогам с твердым покрытием - на колесах, что позволяло экономить ресурс гусениц, бывших в то время недолговечными, и несколько увеличить скорость машины при движении по дороге.

Толщина бронирования возрастала незначительно - лоб корпуса с 15 до 25 мм, башня - с 15 до 20 мм, бортовая броня оставалась прежней, 15-мм толщины. Вместе с тем, в отличие от БТ, броневая защита нового танка была расположена наклонно, что значительно увеличивало ее эффективность. Помимо прочего, новый танк должен был получить дизельный двигатель, обещавший значительное увеличение пробега на одной заправке по сравнению с бензиновыми моторами, а также повышение живучести машины за счет меньшей пожароопасности.

Новый танк, весом 18 тонн, получил индекс А-20 (литерой "А" обозначались экспериментальные машины завода № 183 в Харькове). Опытный образец машины вышел на испытания весной 1939 года. Разработка ее велась новым КБ под руководством Адольфа Дика, однако вскоре конструктор был репрессирован, и проект возглавил Михаил Кошкин, главный конструктор завода № 183.

Очень скоро стало ясно, что броню необходимо дополнительно усиливать. Как показал опыт боев в Испании, 15-20-мм броня не могла защитить машины от огня скорострельных противотанковых пушек калибром 25-47 мм. Вместе с тем усиление бронирования влекло за собой значительное утяжеление танка и требовало отказа от колесно-гусеничного движителя. К этому времени уже появились гусеничные ленты, выдерживавшие пробег до нескольких тысяч километров, что позволяло отказаться от колес, не ухудшая ходовых характеристик танка, который предназначался, по замыслу, для глубоких наступательных операций, сопряженных с длительными маршами на высоких скоростях. Кроме того предлагалось усилить огневую мощь танка, оснастив его 76-мм пушкой, так как фугасный снаряд 45-мм пушки показал недостаточную эффективность в борьбе с пехотой и противотанковой артиллерией.

Было решено построить в металле оба образца - А-20 с колесно-гусеничным движителем и А-20Г, вскоре переименованный в А-32, с гусеничным. Испытания обоих танков начались в мае 1939 года, после чего стало ясно, что А-32, за счет большей надежности ходовой части, имеет значительно большие резервы для совершенствования.

Новый танк получивший уже армейский индекс Т-32, прошел испытания с увеличенным весом, и, доказав свои возможности, был принят на вооружение упомянутым выше постановлением. Одновременно с ним принимались на вооружение еще две машины, которым предстояло сыграть важную роль в Великой Отечественной войне - тяжелый танк КВ и легкий плавающий Т-40, ставший родоначальником линии Т-60 и Т-70, легких танков, которыми СССР восполнял недостаток Т-34 в первые годы войны.

17 марта 1940 года два танка Т-34 совершили пробег от Харькова до Москвы, где были продемонстрированы на Ивановской площади в Кремле руководителям советского государства, в том числе лично Сталину. Пробег возглавлял конструктор Т-34 Михаил Кошкин, который в результате заболел пневмонией, оправиться от нее уже не смог и скончался осенью того же года.

Становление Т-34 проходило трудно - темпы серийного производства новейшей машины не выдерживались, а поступающие в войска танки страдали массой "детских болезней". План на 1940 год был сорван - вместо 500 машин войска получили всего 119. Одновременно шло совершенствование машины, призванное не только повысить ее боевые качества, но и упростить конструкцию, приспособив ее для массового производства.

Эта работа в итоге принесла свои плоды: за время войны трудоемкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса - в 5 раз, дизеля - в 2,5 раза), а стоимость - почти вдвое (с 270 000 руб. в 1941 г. до 142 000 руб. в 1945 г.).

В войсках танк приживался тоже трудно - поток рекламаций едва не поставил производство машины под угрозу, однако снимать Т-34 с конвейера не стали. Главные претензии предъявлялись к надежности двигателя и трансмиссии машины, к плохой обзорности, тесноте и тяжелому управлению. Вместе с тем все отмечали мощное бронирование и вооружение в сочетании с хорошими ходовыми качествами. Эти достоинства были настолько неоспоримы, что затмили недостатки, которые можно было исправить на существующей технологической базе.

К 22 июня 1941 года в войсках было свыше 1000 танков Т-34, но проявить себя в приграничных боях им не удалось. Превосходство немецких войск в общей численности, в уровне управления и организации, в боевом опыте, в тыловом обеспечении позволили Вермахту нейтрализовать превосходство Красной армии в численности танков, и практически не заметить новую машину Т-34, все еще не слишком надежную и слабо освоенную войсками.

Т-34 заметили ближе к осени 1941 года, когда укомплектованные этими танками бригады нового формирования стали наносить весьма болезненные удары по ослабленным непрерывными боями германским частям. При грамотном применении Т-34 его превосходство в огневой мощи и бронировании, как заявляли сами немцы, "проявлялось в резкой форме".

Расширение производства Т-34 шло параллельно с эвакуацией промышленности на восток, и здесь дала плоды работа по упрощению конструкции танка, позволившая быстро налаживать его производство в тяжелейших условиях. Число новых машин постоянно росло, формировались все новые и новые танковые части, и вскоре Т-34 стал едва ли не главным пугалом немецких войск на восточном фронте. Заслуженно гордившиеся своими "панцерами" немцы сами познакомились с танкобоязнью, которая до того была уделом их противников.

Увеличить производство танков до советских масштабов немцы не смогли, и в итоге сделали ставку на улучшение своих машин, совершенствуя имеющиеся средние танки и создавая машины нового поколения - "Тигр" и "Пантеру". В этот период начинает меняться роль танков - если прежде господствовал принцип "танки с танками не воюют", то с середины войны танковые дуэли становятся все более частыми.

Немцам удалось создать непревзойденные танки для "дуэльных боев", но компенсировать стратегическое отставание это не могло - недостаточная численность подвижных соединений по сравнению с РККА и войсками союзников все сильнее сковывала некогда непобедимый Вермахт.

Т-34 тоже совершенствовался в ответ на появление новых танков противника. В конце 1943 года на фронт начали поступать машины с 85-мм пушкой, способные бороться с "Тиграми" и "Пантерами". Танки Т-34-85 стали в итоге визитной карточкой Красной Армии, стремительным символом победы, застывшим на постаментах во множестве освобожденных городов.

Этим машинам была суждена долгая жизнь. После окончания войны они более 20 лет оставались в строю вооруженных сил СССР, и массово поставлялись за рубеж, участвуя в боях в Корее, во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, в Африке.

Но главным их подвигом осталась победа в Великой Отечественной войне. И масштаб этого подвига признан не только в нашей стране, но и за рубежом. Как противниками, которые первые назвали Т-34 лучшим танком Второй Мировой войны, так и союзниками, которые эту машину часто называли лучшим танком всех времен и народов.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend

Лента

Лента новостей