...

Я не уверен, что мир готов принять евро как главную нефтяную валюту - советник-редактор журналов The Banker и Euromoney Ник Кокан

Бизнес Материалы 28 ноября 2007 11:30 (UTC +04:00)
Я не уверен, что мир готов принять евро как главную нефтяную валюту - советник-редактор журналов The Banker и Euromoney Ник Кокан

Великобритания, Лондон /корр. Trend Г.Ахмедова/ Интервью с советником-редактором журналов The Banker и Euromoney Ником Коканом.

- Многие эксперты  утверждают, что процесс отказа от торговых операций с долларом США  уже идет полным ходом. Как вы относитесь к этому мнению?

- Нынешняя тенденция исходит из мировой экономики. Пока доллар США падает, экономика развивающихся стран становится все сильнее, и повышается ее важность по мере вливания  капитала на эти рынки. Евро превратится в более значимую валюту чем доллар США, а давление, направленное на то, чтобы использовать евро в качестве нефтяной валюты, усилится. Причина падения курса доллара в неспособности США взять в руки контроль над непредсказуемостью в стране и проблемами долгов. Уже длительный период американский доллар падает по отношению к евро. Америка проводит большую реструктуризацию с целью оплатить свои внешние долги и решить проблемы во внешнем капитале.

Доллар будет слабеть. Было время, когда 1 фунт стерлингов приравнивался к 3 долларам США. Я думаю, что эта тенденция будет продолжать развиваться. Здесь большая проблема, несоответствие стремления финансового сектора иметь сниженные процентные  ставки, что будет способствовать решению ограничения кредита, требованиям потребителей, настаивающим на высоких процентных ставках, что может предотвратить инфляцию. Таким образом, на финансовом рынке США наблюдается внутреннее непостоянство. И это вызывает нарастающее беспокойство. Ослабевший доллар - это повышение цены золота, которая достигает чрезмерных высот. Я думаю, что это очень интересный барометр для измерения курса доллара.

- Как вы думаете, нефть, цены на которую бьют рекорды, дорожает только из-за биржевых спекуляций и политических угроз?

- Я думаю так оно и есть. И все-таки, наверное, нельзя дать точный ответ на то, почему растут цены на нефть. Помнится, Азербайджан тоже имеет сметную цену за баррель нефти, где-то 40-50 долларов, но реальная цена вдвое больше. Я думаю, что в основе всего лежит совокупность политических давлений и нервозности, да и спекуляция играет не второстепенную роль. Многие страховые фонды, инвесторы, нефтяные компании входят в долю в нефти, потому что эта сфера очень выгодна на данный момент.

Конечно, сейчас на все продукты потребления высокие цены, но я думаю, цена на нефть пока не достигла своего исторического пика, если принимать  во внимание валюту и другие аспекты.  Сейчас цены на нефть нам кажутся высокими, так как мы привыкли к низким ценам, но фактически, с исторической точки зрения, цены все же были высокими, принимая во внимание инфляцию. Я думаю, высокие цены на нефть шокируют, но все же они весьма приемлемы.

- Резервы многих стран лишь указываются в долларах, но часть их уже в ближайшем будущем может быть переведена в евро. Даже многие страны ОПЕК ясно заявили об этом. Что произойдет, если мир решит жить без доллара?

- Я хотел бы сказать еще кое-что о низком курсе доллара. Он выгоден американским экспортерам. Они начнут получать выгоду от импорта из Японии, Китая, а также стран,  где более сильная внутренняя валюта по отношению к доллару. Потребительские товары, реализуемые в долларах, теперь будут более конкурентоспособными. В мировой торговле начнется в каком-то роде перебалансировка.

Естественно, если доллар действительно будет продолжать терять свою позицию валюты нефти и других основных потребительских товаров, это может сделать его еще менее привлекательным, более слабым. Это ускорит его падение по отношению к евро и другим валютам. Я не уверен, что мир готов принять евро как главную нефтяную валюту, потому что, на фоне расширения Европейского Союза сам евро также имеет много политических проблем. Это не такая уж устойчивая валюта.

Однако евро сильнее слабого доллара и слабой американской экономики, где тенденция идет к спаду. Сейчас многие считают, что любая валюта лучше, чем доллар.

- Основное беспокойство арабских стран вызывает, конечно, не инфляция, а цена на нефть, которая на днях чуть не достигла сотни долларов за баррель. Чего можно ожидать дальше?  

- Высокая цена нефти вызывает рост инфляции в Западных экономических системах. Экономика Запада очень зависит от нефти, а из-за высокой цены на нефть растет стоимость многих потребительских товаров и автомобилей. А это в свою очередь дополнительный двигатель, дополнительное давление на требования центральных банков, чтобы сохранить уровень инфляции низкой. Центральные банки имеют мандат ограничения роста инфляции. Более того, высокие процентные ставки в Европе, к примеру, делают европейские валюты привлекательными и уменьшают привлекательность доллара. Что касается инфляции, мы против инфляционных давлений.

И я думаю, что это действительно не страшно. А $100 за баррель нефти - это временное явление. Причину  всего происходящего я вижу  в политической и экономической неустойчивости.

- Каковы Ваши прогнозы как экономического аналитика по поводу  развития событий по этому сценарию?

- Я полагаю, что цена нефти задержится на уровне $100 ненадолго. Слишком большое количество нефти снизит цену. Способность Запада заплатить 100 долларов за баррель нефти была инфляционной. Поскольку страны уже используют не нефтяные альтернативы, Запад начнет ограничивать спрос, а это повлияет на цены. Возможно, через год мы увидим, как цена на нефть вновь опустится до $60 за баррель.

- Каковы Ваши прогнозы как экономического аналитика по поводу  развития событий в Азербайджане?

- Азербайджан будет главным бенефициарием нефти, которая продается по цене $100 за баррель. Я верю, что политика правительства направлена на максимизацию нефтяных доходов страны, с тем, чтобы создать внутреннюю самостоятельную, самоподдерживающуюся экономику, и я полагаю, что это абсолютно правильная реакция. Нет никакой пользы от закупки иностранной валюты, которая не способствует внутренней способности самоподдержания, устойчивости экономики. Государство становится богаче, если создаются внутренние отрасли промышленности вместо импорта в иностранной  валюте.

Лента

Лента новостей