...

Для разработки месторождений по углеметану в Казахстане необходим соответствующий закон - эксперт

Энергетика Материалы 13 марта 2013 12:05 (UTC +04:00)

Казахстан, Астана, 13 марта /корр. Trend Д. Мухтаров/

Отсутствие в Казахстане закона о метане может стать препятствием для разработки месторождений по углеметану, считает старший технолог по добыче в Королевстве Саудовская Аравия, член Общества инженеров-нефтяников - отдел Королевства Саудовская Аравия (Society of Petroleum Engineers) Аслан Булекбай.

"Отсутствие в Казахстане закона о метане может стать одним из препятствий для разработки месторождений по углеметану", - сообщил Trend Булекбай в среду по электронной почте.

Он напомнил о том, что Казахстан занимает 10 место среди стран по добыче угля с запасами в 34,5 миллиарда тонн, что составляет 3,7 процента мировых запасов. И, в основном, эти запасы представлены антрацитами и суббитумными углями.

"Карагандинский угольный бассейн для добычи углеметана считается самым перспективным. В карагандинском угле содержание метана колеблется от 15-25 кубических метров на тонну угля, тогда как в бассейне Сан Хуан, где ведется коммерческая добыча, содержание газа не превышает 20 кубических метров на тонну угля", - сказал эксперт.

По его информации, помимо угольных регионов Казахстана, встречаются пропластки угля и в нефтегазовых регионах с отчетливыми газопроявлениями.

Булекбай сказал, что в настоящее время в стране уже работают несколько частных компаний в Карагандинской области, но пока только на стадии разведки. Если рассматривать историю добычи метана из угольных пластов в Казахстане, то данным вопросом здесь занимаются со времен СССР и по сей день.

"На сегодняшний день производственные предприятия "Арселор миттал" проводят дегазационные работы на средней глубине в 300-600 метров и добывают тот же метан, так как этого требует закон о добыче угля, но данный газ просто сжигают в атмосфере, так как нет газопроводной инфраструктуры. Для "Арселор Миттал" низкие дебиты имеют отрицательный эффект для постройки газопровода",- отметил он.

По его мнению, в отличие от США, на добыче углеметана в Казахстане могут сказаться транспортные издержки.

"В России и Казахстане (Кемерово и Караганда) планы по транспортировке добытого подобным образом газа в генерирующие спрос регионы могут натолкнуться на серьезные ограничения: транспортные издержи, добавленные к себестоимости добычи, возможно, будут препятствовать достижению приемлемого уровня рентабельности проектов", - пояснил Булекбай.

По его словам, дополнительным риском может стать нехватка финансовых средств, которые нужно вложить для выяснения перспективности промышленной разработки метаноугольных пластов.

"Многое зависит от наличия подрядчиков, а также от опыта специалистов. По расчетам аналитиков компании Ernst&Young, на участок в 100 квадратных километров требуется от 30 до 70 миллионов долларов сроком от трех до пяти лет. Многие ли компании могут себе это позволить? И как государству следует поддерживать такую инвестиционную активность?", - сказал эксперт.

По его словам, в США нынешний успех в сфере добычи сланцевого газа и метана из угольных пластов зачастую приписывается налоговому режиму, введенному в 1980 году.

"По оценкам Международного энергетического агентства, эффективность введенных фискальных послаблений (компании получали вычет по налогу на прибыль в определенном размере, и, при росте цены на нефть выше установленного уровня вычет уменьшался и полностью отменялся при достижении верхней планки цены) в течение 90 годов XX века находилась в диапазоне от 0,90 до 1,08 доллара за тысячу кубических футов (это эквивалентно добавлению 53 процентов от цены на устье скважины, что обусловило значительный объем инвестиций в разработку нетрадиционных газовых месторождений)", - сказал Булекбай.

При этом он отметил, что в Казахстане антимонопольный государственный орган контролирует данную цену. Если не работать на экспорт, то инвестиции могут оказаться отрицательными.

"Одним из способов решения указанных вопросов может стать активное участие в обсуждении будущих углеметановых и угледобывающих предприятий государственными органами еще на этапе технико-экономического обоснования, что позволило бы предусмотреть метод и порядок передачи месторождения и накопленных знаний после получения (дегазации) метана угледобывающим компаниям", - сказал эксперт.

По его мнению, необходимо законодательно закрепить обязанность добывающих угольных компаний частично оплачивать расходы по дегазации в размере, обеспечивающем экономическую привлекательность для углеметановых компаний.

"Чем быстрее и раньше начнется этот процесс, тем более успешными станут проекты. И тем выше будет интерес к ним со стороны инвесторов", - резюмировал он.

Углеметан отличается от традиционного газа тем, что метан абсорбирован на поверхности микропор в трубчатообразной структуре угля. Незначительная часть может быть и в свободном растворенном состоянии.

На примере проектов в США, Китае и Австралии можно сделать вывод: полный цикл промышленной добычи метана угольных пластов может занять до пяти-семи лет.

Тэги:
Лента

Лента новостей