...

Клинтон одевает госдеп в "разумную мощь"

Другие страны Материалы 15 января 2009 10:48 (UTC +04:00)

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости

Такие "семейные" слушания по утверждению нового государственного секретаря США мало кто может припомнить. В сенатском комитете по иностранным делам, который начал обсуждать кандидатуру бывшей первой леди Америки, сенатора Хиллари Клинтон на пост будущего главного дипломата США, все прекрасно понимали, что, по большому счету, для всего этого и собираться было не надо. Если бы не закон. Все сенаторы задавали вопросы, хотя прекрасно знали, что на вечер 15 января  уже назначена "прощальная вечеринка" их коллеги Хилари по поводу ее "перехода на другую работу".

Сенатский комитет должен проголосовать (дать рекомендацию) за назначение Клинтон как раз 15 января в четверг, а 20 января, в день инаугурации Барака Обамы, Хиллари уже должна быть (будет) одобрена сенатом полного состава. Сомнений здесь быть не может, поскольку демократы обладают большинством в конгрессе. Да и из республиканцев мало кто выступал против Хиллари Клинтон. Зам председателя комитета, сенатор Ричард Лугар, правда, "пожурил" ее за возможную "конфликтность интересов", связанную с ее постом и благотворительным фондом ее мужа, экс-президента Билла Клинтона. В этот фонд делают пожертвования крупные иностранные бизнесмены, которые могут потребовать за вклад кое-какие услуги. При любых иных составляющих за такие вещи, такие связи и такие подозрения любого кандидата противная партия могла бы буквально разорвать на куски. Но с Хиллари ничего подобного не произошло. Лугар, чтобы не портить "семейность" атмосферы, даже изложил свои "основные опасения" на бумаге, а Хиллари эти "опасения" мило проигнорировала и даже не коснулась темы в своем выступлении.

Это небольшой, но очень показательный штрих. Такие вещи в сенате без предварительных договоренностей в стиле "не раскачивать лодку" не происходят.

Он показателен еще и тем, насколько подавлены сами республиканцы восемью годами правления Джорджа Буша и доминированием неоконсерваторов в администрации (первый среди равных - вице-президент Дик Чейни). А более всего тем, куда Буш и эти самые neocons завели Америку. Да еще и как раз накануне жесточайшего финансового и экономического кризиса. У республиканцев, собственно, не было никакого рецепта от "болезни Dubbya" (саркастическое прозвище Джорджа Буша по созвучию первой буквы его среднего имени - W), зато они хорошо понимают, что восстанавливать реноме Вашингтона в мире надо. Посему почти все в сенате и решили согласиться с тем, что такой рецепт есть у администрации нового президента Барака Обамы и его нового государственного секретаря Хиллари Клинтон.

"Леди в брючном костюме", как очень часто называла себя Клинтон во время предвыборной кампании, предложила Америке и всему миру внешнеполитическую концепцию "smart power" или, в достаточно вольном переводе, "разумной мощи". Американская политическая культура всегда была крайне падка на красивые, яркие, легко усвояемые выражения. И хотя эта самая "smart power" при более пристальном ознакомлении ничем таким особо новым или оригинальным не блистает, на фоне того, что творилось при Джордже Буше и Кондолизе Райс, концепция и впрямь словно открытая дверь на свежий воздух. Это, можно сказать, неолиберальный ответ на неоконсервативный провал.

Автором "smart power" можно считать профессора Гарвардского университета США, постоянного члена всех мыслимых и немыслимых внешнеполитических мозговых центров и институтов, Джозефа Ная (Joseph  Nye). Он еще в 70-е годы прошлого века выдвинул концепцию "ассиметричной и комплексной взаимозависимости стран", в начале нового века перешел к концепции "soft power" - "мягкая мощь", а теперь эту "мягкую мощь" скрестили с "hard power" - "жесткая мощь" (как раз то, что было у Буша) и назвали все это "smart power".

В двух словах вся эта новая внешнеполитическая микстура, которой Америка должна и обаять и, если потребуется, обжечь мир, смешана из военных и иных силовых инструментов "убеждения"  с "легкой" составляющей - убеждением средствами торговли, дипломатии, экономической и иной помощи, распространением американских культурных, политических и жизненных ценностей. В общем, если бы Клинтон знала наше знаменитое "Тебя я лаской огневою и обожгу, и утомлю...", то наверняка бы спела на слушаниях, в соответствующей, естественно, интерпретации.

Адвокаты "разумной мощи" поддерживают возврат Америки к тесному сотрудничеству с ООН, НАТО, ВТО и даже упоминают необходимость разработки некоего нового плана Маршалла, спасшего Европу от разрухи после второй мировой войны. "Если Америка, - как выразился Джозеф Най, -  хочет, чтобы ее как мирового лидера встречали радушно, она должна научиться сотрудничать и слушать" (America must learn to co-operate and listen, if it is to become a welcome world leader). "Наш ответ неоконсерваторам" в интерпретации Хиллари Клинтон на слушаниях прозвучал очень похоже по смыслу: "Америка не может решить насущные проблемы в одиночку, а мир не может решить их без Америки"".

К подобного рода подходу США уже устали призывать все их союзники, для коих смешение "жесткого с мягким" и "легкого с тяжелым" уже давно является расхожей мудростью. Собственно на самих слушаниях новый шеф американской дипломатии не сказала ничего такого, чего уже не было сказано ранее или ей самой, или Бараком Обамой. От такого рода мероприятий никаких сюрпризов обычно и не ждут, если, конечно, кое-кто не хочет "потопить" кандидата. Такое случалось не то чтобы очень часто, но и не очень редко.

Клинтон, в частности,  сказала, что администрация готова "немедленно" назначить ответственного за переговоры с Россией по ядерным вооружениям, что следующая администрация  рассматривает взаимодействие с Россией в Арктике как одно из потенциальных средств углубления двустороннего партнерства и что Вашингтон обеспечит ратификацию конгрессом Конвенции ООН по морскому праву. Этот документ, в числе прочего, есть и некое подобие конституции ООН для Арктики.  С Россией, сказала она, нужно взаимодействовать, хотя надо с осторожностью относиться ко всем ее инициативам в области создания газовых картелей наподобие ОПЕК, укреплять энергетическую безопасность и т.д.

В принципе ничего противного этому не говорили и во времена Джорджа Буша.

И в его администрации никто не призывал порвать с Россией, прекратить переговоры по ядерным вооружениям, не ратифицировать конвенции ООН, не сотрудничать с миром. Получалось только все по иному. Конвенция Хиллари Клинтон звучит, во всяком случае, на фоне "наследства Буша" действительно обнадеживающе. Только вот вся проблема в том, что, когда из Белого дома выпускают определенную конвенцию, никто иногда толком и не знает, во что она может превратиться в конце плавания, и станет ли пассажирский лайнер дредноутом или ледоколом. Ведь бывало же такое.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend .

Лента

Лента новостей