Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы - специально для РИА Новости
Кто бы ни стал четвертым президентом Украины - Янукович или Тимошенко, - с первого же дня перед ним встанет необходимость решать крайне сложные экономические проблемы. Иллюзии на быстрое присоединение Украины к экономическим институтам ЕС рассеялись. Европа видит эту страну в основном в качестве поставщика сельхозпродукции и полуфабрикатов, кредитовать модернизацию ее экономики Евросоюз не собирается.
Встает вопрос, насколько Украина готова рассматривать некоторые форматы СНГ как возможность преодоления затяжного экономического кризиса? Вопрос обоснованный, поскольку второй президент Украины Леонид Кучма был "отцом-основателем" ЕЭП. Впервые президенты России, Казахстана, Белоруссии и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство в 2003 году и даже подписали соглашение по этому поводу. В 2004 году в Астане президенты стран "четвёрки", включая Леонида Кучму, утвердили перечень первоочередных соглашений, которые должны составлять неразрывный пакет и вступить в силу одновременно. Однако известные события на Украине конца 2004 - начала 2005 годов поставили под сомнение участие Украины в ЕЭП.
И все же конец 2009 года был отмечен двумя крайне важными событиями: руководители России, Беларуси и Казахстана подписали соглашение о создании Таможенного Союза и заявили о намерении реанимировать ЕЭП. Этим шагам способствовали экономический кризис и ослабление интеграции внутри СНГ - снижение товарооборота и взаимных инвестиций. Те же украинские производители утрачивают свои традиционные рынки сбыта в России.
Что может дать создание Таможенного Союза для России, Беларуси, Казахстана и, возможно, Украины? По оценке аналитиков, на долю "четверки" приходится около 95% от общего экономического потенциала стран СНГ. "Экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 миллиардов долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 миллиардов долларов", - прогнозирует президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Доля Украины пока не озвучивается, но она, надо полагать, могла бы быть тоже внушительной.
Единая таможенная территория должна появиться на политической карте мира с 1 июля 2010 года. Иными словами, вскоре вся продукция сможет беспошлинно передвигаться от белорусско-польской до казахстанско-китайской границы. В то же время президенты трех стран особо подчеркнули, что ТС это только ступень к формированию Единого экономического пространства.
"Под Единым экономическим пространством стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая, и согласованная, в мере и том объеме, в каких это необходимо для облегчения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика" - так официально определяется ЕЭП. С самого начала проекта Украина отводила себе особую роль в нем. Киев выступал и против создания любых наднациональных органов в рамках данной интеграции. Цель возможного участия Украины в ЕЭП - создание зоны свободной торговли без изъятий и ограничений. Такой торговый режим позволит кратно увеличить свой экспорт в страны - участницы проекта, однако оставит за Украиной возможность проводить собственную таможенную политику. После вступления в ВТО Украина столкнулась с проблемой прихода огромного количества импортных товаров, которые оказались дешевле украинских. Надежды на облегчение режима доступа украинских товаров на европейские рынки оказались иллюзией. Производство высокотехнологичной продукции на Украине критично завязано на кооперационных связях с Россией и другими странами СНГ. Из-за разрыва этих связей Украина утратила существенную часть своего научно-технического потенциала (прежде всего, в сфере ВПК и авиастроения), некогда одного из мощнейших в Европе.
Из первых лиц Украины лишь спикер Верховной Рады Владимир Литвин однозначно поддержал идею присоединения Украины к ЕЭП на общих условиях. Фаворит президентской гонки Виктор Янукович предпочитает говорить о ЕЭП только в плане украинских интересов, прежде всего в формате восстановления товарооборота с Россией. Юлия Тимошенко вообще старается не поднимать этот вопрос, отделываясь общими фразами о необходимости выстраивать отношения со всеми экономическими объединениями.
Как и предполагали эксперты, самым сложным стал вопрос поставки энергоносителей внутри единого таможенного (экономического) пространства. Тем не менее, алгоритм договоренностей, достигнутых Россией и Беларусью по нефтяным поставкам, внушает острожный оптимизм. Помимо 6, 3 млн. тонн нефти, которые Минск будет получать беспошлинно, не будет облагаться пошлиной и нефть (примерно 10, 5 млн. тонн), которая будет перерабатываться российским нефтяными компаниями на белорусских НПЗ и возвращаться в Россию в качестве нефтепродуктов. В рамках формирования единого транспортного пространства ЕЭП прорабатывается возможность резкого увеличения поставок казахстанской нефти на белорусские НПЗ. Это вопрос сбыта крайне важен для Казахстана. Кроме того, по мнению Назарбаева, скоординированная политика позволит участникам ЕЭП занять ведущее место среди мировых поставщиков зерна. А это представляет серьезный интерес для Украины, которая сейчас конкурирует с Россией на зерновых рынках.
С помощью ЕЭП может быть создана уникальная система единых трубопроводов, которая свяжет месторождения России и Казахстана через территорию Беларуси с потребителями в Центральной и Восточной Европе.
Безусловно, российский бюджет может понести определенные потери от изменения вывозных пошлин на российские углеводороды и свободного допуска товаров из Беларуси, Казахстана и, возможно, Украины. От притока дешевых товаров могут пострадать некоторые российские отрасли промышленности, в первую очередь металлургическая и пищевая. Но опыт таких стран, как ФРГ и Франция, которые уже не одно десятилетие являются основными донорами ЕС, показывает, что первоначальные затраты на экономическую интеграцию дают в последствии несомненный эффект.
По мнению ответственного секретаря Комиссии Таможенного Союза Сергея Глазьева, создание единого таможенного пространства трех государств способно обеспечить им 12-15% прироста ВВП уже к 2015 году. Восстановление кооперационных связей внутри ЕЭП, прежде всего с Украиной, позволит серьезно понизить себестоимость российской продукции, избежать создания дублирующих производственных мощностей. В то же время украинские предприятия в рамках производственной кооперации достаточно быстро получат столь необходимые им оборотные средства и долгосрочные контракты на сбыт своей продукции.
Особая роль в ЕЭП отведена Интеграционному Комитету ЕврАзЭС. Украина имеет статус наблюдателя при этом интеграционном объединении. Интеграционный Комитет - некий прообраз общего правительства в рамках ЕЭП. Примечательно, что впервые за 18 лет, прошедших с распада СССР, некоторый новые страны решили отдать часть своего суверенитета наднациональному органу. Все основные документы по формированию ЕЭП в финансовой, кредитной, транспортной сферах будут разрабатываться Интеграционным Комитетом и выноситься на утверждение в парламенты стран-участниц.
Сейчас основной вопрос, от которого будет зависеть судьба ЕЭП, смогут ли стороны выйти в ближайшее время на формирование "дорожной карты" ЕЭП с четким определением времени и конкретных шагов каждого этапа интеграции. Крайне важно достичь зримых результатов на первом этапе формирования ЕЭП, что сделает его весьма привлекательным для других потенциальных участников. Прежде всего, это касается Украины.
Как представляется, продвижение проекта ЕЭП станет в среднесрочной перспективе основой политики России на постсоветском пространстве. Вполне вероятно, что в ближайшее время президенты России, Беларуси и Казахстана проведут новую встречу по вопросу формирования ЕЭП.
Захочет ли новый президент Украины присоединиться к "тройке еэпоптимистов"? Вопрос остается открытым. Однако экономическая ситуация на Украине не оставляет времени для раздумий.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend