Сегодня "Российская газета" публикует новую Военную доктрину РФ, утвержденную президентом Дмитрием Медведевым. Об основных положениях важнейшего документа национальной безопасности РФ газета попросила рассказать секретаря Совета Безопасности РФ Николая Патрушева.
Российская газета: Николай Платонович, какие военные угрозы сегодня стоят перед Россией и насколько они серьезны?
Николай Патрушев: В мире снижается вероятность развязывания крупномасштабной войны. В то же время сегодня сохраняются регионы, в которых возможно возникновение конфликтов. В свою очередь, эти конфликты могут привести к войне с применением как обычного, так и ядерного оружия. Так мы оцениваем обстановку, которая сейчас складывается в мире.
Расширение НАТО представляет достаточно серьезную угрозу для России. До этого говорили, что расширения НАТО не будет. Теперь говорят, что это обещали те, кто был прежде. И если изначально в НАТО входили 12 стран, то на сегодняшний день их уже 28. Причем в альянс вошли государства бывшего Варшавского договора и отдельные страны, которые ранее входили в состав Советского Союза. Они тянут за собой другие государства - Грузию, Украину, которые могут потенциально вступить в НАТО.
Генсек НАТО говорит, что мы ошибочно включили эту организацию в список возможных угроз. Но ведь целый ряд стран НАТО вооружил режим Саакашвили, который развязал войну против Южной Осетии, где грузинские солдаты убивали, в том числе и наших граждан. Грузию продолжают вооружать и сегодня. Зачем - непонятно. Мы на них не нападали и не собираемся нападать.
РГ: Тема Ирана, пожалуй, одна из самых острых сегодня в международной политике, не может она не волновать и Россию. Тем более если, не дай бог, вблизи наших границ будет развязана новая война.
Патрушев: Мы за то, чтобы иранская тема была урегулирована дипломатическо-политическими методами. Но, к сожалению, не получается у международного сообщества и у нас в том числе. Наоборот, обстановка вокруг Ирана накаляется. Угроза возникновения войны теоретически существует. Ряд стран, например Израиль, не исключает возможность военных действий. Мы заинтересованы в урегулировании всех проблем, и очень важно, чтобы не была допущена война.
Имеет ли Иран право заниматься мирным атомом? Имеет. И никто не возражает против этого. И мы также сотрудничаем, в том числе завершая строительство АЭС в Бушере. В то же время Россия, как и другие страны, против того, чтобы Иран обладал ядерным оружием. Ведь в случае расширения ядерного клуба безопасность в мире очень серьезно снизится.
РГ: Военная доктрина определяет, как страна намерена обеспечивать свою оборону и безопасность. Такой документ был принят в 2000 году. Что изменилось: положение нашего государства или ситуация в мире?
Патрушев: Военная доктрина - это концептуальный стержень военной политики, составная часть общей политики государства. В новой Военной доктрине сохранены положения документа 2000 года, не утратившие своей актуальности. В связи с этим нельзя говорить о том, что она является абсолютно новым документом, кардинально меняющим взгляды и представления об обороне страны и обеспечении ее безопасности. Вместе с тем были учтены изменения, произошедшие в стране и мире за последнее десятилетие, а также перспективы развития военно-политической обстановки на среднесрочную перспективу. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года придает особую значимость обороне государства, определяя ее одним из стратегических национальных приоритетов. Без надежного обеспечения обороноспособности Россия может потерять свою независимость.
РГ: Документ 2000 года носил достаточно общий характер. Новая доктрина сохраняет этот стиль или она стала более конкретной?
Патрушев: Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту страны. С учетом этого ее и нужно рассматривать. В ходе обсуждения действительно высказывались мнения детализировать документ вплоть до того, что предлагалось указать в нем конкретные мероприятия и даже сроки их проведения. Но при этом забывали, что это не директива, не план, а именно система взглядов, с учетом которой будут разрабатываться документы военного планирования.
Хотелось бы особо отметить, что в Военной доктрине отражена приверженность Российской Федерации строгому и неукоснительному соблюдению Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права, наших международных договоров в области обороны, контроля над во оружениями и разоружения. Этой приверженностью пронизано все содержание документа.
РГ: С помощью каких средств и сил страна намерена противостоять угрозам ее безопасности?
Патрушев: Для защиты своих национальных интересов Россия предусматривает использование не только военных сил и средств, но и политических, экономических, экологических, информационных и других инструментов. В Военной доктрине более детально раскрыты положения, касающиеся вооруженной защиты. А содержание и механизмы применения инструментария невоенного характера изложены в соответствующих концептуальных документах, в законодательстве РФ.
Для того чтобы положения Военной доктрины не могли восприниматься двояко, в ней отражены основные термины, которые наиболее часто употребляются при рассмотрении вопросов обороны и безопасности государства. В частности, дано определение военной опасности и военной угрозы. Зачастую, в том числе и в средствах массовой информации, эти понятия путают, подменяют терминами "риски", "вызовы" и другими, что в военной терминологии нежелательно. То же можно сказать и о терминах "военный конфликт" и "вооруженный конфликт".
РГ: Что документ включает в понятия военной опасности и военной угрозы?
Патрушев: С учетом изменений, произошедших за последнее десятилетие, и перспектив развития военно-политической обстановки в Военной доктрине отражены основные внешние военные опасности. Это приближение военной инфраструктуры стран - членов НАТО к Государственной границе России, в том числе путем расширения блока. Это и распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием.
Особую опасность не только для Российской Федерации, но и для всего мирового сообщества представляет распространение международного терроризма. Подходы к нейтрализации этой опасности изложены в Военной доктрине. Что же касается роли, места и конкретных функций Вооруженных сил в противодействии международному терроризму, то они определены в федеральном законодательстве РФ, в том числе внесены соответствующие дополнения в Федеральный закон "Об обороне".
В Военной доктрине определена направленность военной политики Российской Федерации - недопущение вовлечения России в гонку вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов. Кроме того, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных сил и других войск. Разработка и производство средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности России и интересов ее союзников. При этом недопущение любого военного конфликта продекларировано важнейшей задачей Российской Федерации.
РГ: Основу военной мощи любого государства составляют армия и флот. Эта аксиома нашла отражение в новом документе?
Патрушев: Доктрина определяет, что основные подходы к решению поставленной в ней главной задачи - это поддержание Вооруженных сил и других войск в готовности к боевому применению, укрепление системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств, наращивание потенциала Организации Договора о коллективной безопасности. В документе подчеркивается, что Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных сил и других войск для отражения агрессии против нее или ее союзников, поддержания либо восстановления мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности.
В доктрине изложены положения, которые регламентируют применение Вооруженных сил и других войск. Сформулированы основные задачи в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время. Например, основные задачи в мирное время - защита суверенитета, целостности и неприкосновенности территории нашей страны, стратегическое сдерживание. В том числе предотвращение военных конфликтов, борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства, экономической деятельности России в Мировом океане, борьба с терроризмом и ряд других.
РГ: Новая военная доктрина по-иному трактует применение самого действенного рычага обеспечения безопасности - ядерного оружия. В критической ситуации может быть нанесен и упреждающий удар?
Патрушев: Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.
Решение о применении ядерного оружия принимается президентом Российской Федерации.
РГ: Наша армия сейчас активно реформируется. Эти перемены соответствуют главному военному документу?
Патрушев: Да. Соответствуют. Успешное решение задач Вооруженными силами и другими войсками в современных условиях немыслимо без их эффективного строительства и развития. В Военной доктрине сформулирована основная задача - приведение их структуры, состава и численности в соответствие с потенциальными военными опасностями и прогнозируемыми военными угрозами. А также текущими и перспективными задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время. В полной мере учитываются при этом внутренние политические, социально-экономические, демографические и военно-технические условия и возможности страны.
Для выполнения этой задачи предусмотрены формирование и реализация научно-обоснованной военной политики, эффективное военно-экономическое обеспечение и достаточное финансирование Вооруженных сил и других войск. А также поддержание способности экономики страны обеспечить потребности обороны, повышение уровня социального обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей и качества их жизни в целом.
РГ: Не секрет, что армии ведущих стран мира активно вооружаются новейшим оружием. А наша оборонка долгие годы не наращивала, а сбавляла обороты. Не окажемся в хвосте?
Патрушев: Достаточное внимание в Военной доктрине уделено развитию оборонно-промышленного комплекса страны. Нам необходимо развивать ОПК, несмотря на то что экономическая ситуация для этого не самая благоприятная. Мы можем торговать той техникой, которая у нас есть, с другой стороны, закупать ту, которая нам необходима. Потому что повторять все те образцы вооружений, которые есть в мире и которые нужны нам, не всегда экономически выгодно. Отмечу, что наше военно-техническое сотрудничество с каждым годом все эффективнее.
Определены также направления развития оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающего решение задачи оснащения Вооруженных сил и других войск современными образцами вооружения и военной техники, являющимися их материальной основой.
В Военной доктрине уточнены подходы к военно-политическому и военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами. Приоритет отдается сотрудничеству с государствами - членами ОДКБ, другими государствами СНГ, государствами Шанхайской организации сотрудничества. При этом укрепление системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ и наращивание его потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках СНГ определено одной из основных задач по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов.
РГ: Кто и как будет контролировать, насколько эффективными окажутся меры, определенные этим важнейшим документом?
Патрушев: Реализация положений Военной доктрины будет обеспечиваться через деятельность органов государственной власти, органов власти муниципальных образований, организаций в области обороны и обеспечения безопасности государства в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами РФ.
Для регулярного информирования руководства страны о ходе реализации Военной доктрины предусмотрено отражение этого вопроса в ежегодных докладах секретаря Совета безопасности РФ президенту России "О состоянии национальной безопасности Российской Федерации".
В целом Военная доктрина РФ отражает систему взглядов, принятых в государстве, на предотвращение агрессии против России и ее союзников, строительство и развитие военной организации в целях обороны и обеспечения безопасности.
РГ: На какой период рассчитана Военная доктрина?
Патрушев: Утвержденная Военная доктрина рассчитана до 2020 года, однако при изменении военно-политических условий могут меняться и взгляды на организацию и осуществление обороны и обеспечение безопасности, а значит, и отдельные положения и установки Военной доктрины.