...

Почему у Каспия экология «хрупкая»

Энергетика Материалы 30 ноября 2015 11:34 (UTC +04:00)
Вот уже четверть века, как следствие распада СССР, возникла необходимость установления новых секторальных границ прибрежных государств на территории Каспийского моря.
Почему у Каспия экология «хрупкая»

Вот уже четверть века, как следствие распада СССР, возникла необходимость установления новых секторальных границ прибрежных государств на территории Каспийского моря, но договоренности по юридическому статусу Каспия до сих пор не достигнуты, говорится в статье Михаила Мещерякова, опубликованной на Gundogar News.

На первый взгляд, пишет автор статьи, все прикаспийские страны полны решимости и демонстрируют волю для разрешения имеющихся противоречий во взглядах на принципы разделения моря на национальные секторы. Однако окончательных положительных результатов как не было, так и не наблюдается.

К слову, с Астаной и Баку Москва подписала ряд двусторонних соглашений о разделе каспийского дна в 1998 и 2004 гг., в целях осуществления суверенных прав на недропользование, сделав шаг к решению проблемы юридического статуса Каспия. Ашгабат в декабре прошлого года аналогичное соглашение подписал с Астаной, которое национальные парламенты двух соседних стран ратифицировали весной 2015 года.

К сожалению, остальные страны региона пока не могут прийти к консенсусу в важном вопросе определения правового статуса Каспия, чему мешают "подводные", порой противоречивые "течения" в этом уникальном водоеме.

Относительно движущей силы и характера упомянутых выше "подводных" течений существует совершенно разный спектр взглядов и мнений в экспертном сообществе, мы же в настоящей публикации остановимся лишь на отдельных примерах.

Анна Цыба на Информационно-аналитическом сайте "Черноморско-Каспийский курьер" (Россия) изложила свое видение причин отсутствия окончательных результатов многолетних встреч и форумов в разработке отдельными прибрежными государствами транскаспийского трубопроводного проекта.

"Европа сейчас активно продвигает идею прокладки Транскаспийского газопровода как гаранта обеспечения диверсифицированных поставок из стран прикаспийского пространства - трубопровод в этом случае станет одной из важных составляющих газового коридора в ЕС. Есть мнение, что России в этом вопросе выгоднее настаивать на обратном, и Москва постарается затормозить процесс определения статуса Каспия и тем самым отложить выход туркменского газа на европейский рынок, как минимум до тех пор, пока "Газпром" не выведет свой газ на европейские рынки по новым маршрутам поставок.

Именно поэтому заявления Азербайджана и Туркмении о том, что строительство Транскаспийского трубопровода должно находиться в компетенции только этих двух стран, до сих пор встречают со стороны Ирана и России упорное сопротивление" - считает эксперт.

Переговоры по Транскаспийскому газопроводу (ТКГ) между ЕС, Азербайджаном и Туркменистаном начались в сентябре 2011 года, и с тех пор активизировались. Данное обстоятельство, наряду с неопределенностью статуса моря, побудило новый бум эксплуатации в масс-медиа пресловутой угрозы, которую ТКГ якобы представляет для "хрупкой" экологии Каспия.

На фоне этой антитрубопроводной кампании даже прозвучало заявление официального представителя МИД России Александра Лукашевича о том, что Каспийское море крайне чувствительно к малейшим изменениям внешней среды, и одной из причин таких изменений может стать прокладка Транскаспийского трубопровода по дну Каспия.

Экологическая безопасность при строительстве Транскаспийского газопровода, который планируют проложить между своими берегами Туркменистан и Азербайджан, должна быть безусловным приоритетом, сказал Лукашевич.

Комментируя данное заявление, азербайджанский политолог, профессор Западного университета Фикрет Садыхов призвал - "Не стоит политизировать Транскаспийский трубопровод". Заявления о том, что строительство Транскаспийского трубопровода угрожает экологии, ничем не обоснованы и имеют явный политический подтекст, отмечает ученый.

"Как правило, при отсутствии серьезных аргументов создается видимость экологических проблем, высказываются пожелания сохранить природу, водное пространство, защитить их от влияния каких-то дополнительных магистралей, трубопроводов. Трубопроводные маршруты, которые имеются буквально во всех морских акваториях, включая Каспий, в определенном смысле соединяют различные страны и континенты. А их строительство ведется в соответствии с высокими технологиями и экологическими стандартами", - сказал Садыхов.

По его словам, понятно, что Россия выражает недовольство возможной реализацией этого проекта. Подобные заявления российской стороны звучали и в 90-е годы, в преддверии подписания "Контракта века", отметил Садыхов.

По его словам, эти заявления не должны вызывать серьезного беспокойства в свете успешной реализации и эксплуатации трубопровода в будущем. "Простите, но дно Каспия уже избороздили тысячекилометровые трубы, причем, не только с газом, но и нефтью, что намного опаснее для экологии моря. Морские нефтегазодобывающие платформы и буровые установки над водой, сложное переплетение нефте- и газопроводов под водой стали уже привычной картиной офшорных зон всех пяти прикаспийских стран, в том числе и самой России. Разве они не представляют экологическую угрозу? А действующий газопровод "Голубой поток", проложенный по дну Черного моря, а проектируемый "Турецкий поток" - они что, не опасны?", задается вопросом другой азербайджанский эксперт - Мамед Эфендиев. Сюда в качестве примера можно было привести российский "Северный поток", проложенный по дну Балтийского моря, и параллельно проектируемый "Северный поток-II". Воды этих морей по своему составу более агрессивные, чем Каспия...

Трудно не согласиться и со следующими доводами эксперта: "Газ намного легче морской воды и сразу же улетает в атмосферу, в отличие от нефти, которая покрывает многокилометровой пленкой морскую поверхность, что может погубить все живое под ней.

Но все битвы почему-то развернулись именно из-за Транскаспия, и думается, не потому, что он представляет большую экологическую угрозу - слава Богу, безопасность газопроводов сегодня гарантируют многие компании. Не случайно все эксперты в один голос утверждают, что российские заявления вызваны политическими причинами.

Вообще, нужно отметить, что экологический фактор - это лучшее прикрытие для того, чтобы создать искусственные препятствия на пути того или иного проекта. Вспомним, что именно экологические проблемы задержали на год реализацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, именно экологические проблемы пытались поднять противники ТАР в Италии. Причем, и в том, и в другом случае в этом отчетливо просматривалась рука Москвы".

Да, тут, как говорится, имеющий уши да услышит, имеющий очи да увидит, как обстоят дела и почему у прибрежных стран с определением статуса некогда общего моря. Такие вот наши могучие друзья-партнеры, за одно и отличные "экологи" в отдельно взятом Каспийском регионе. Что преобладает в их понятии, сила ли права или право силы - судить читателям. В свое время баронесса Мария фон Энбер-Эшенбах выразила свое отношение к подобному следующим образом: "Право сильного - это самое большое бесправие".

Тэги:
Лента

Лента новостей