...

Сирийская ядерная программа: реальность и перспективы - обозреватель Trend News

Политика Материалы 1 июля 2008 11:30 (UTC +04:00)
Сирийская ядерная программа: реальность и перспективы - обозреватель Trend News

Израиль, Иерусалим, 23 июня /корр. Trend Р.Абдуллаев/ Одна из ключевых проблем взрывопасного региона Ближнего Востока - это "ядерный плюрализм" государств региона. Одним из этих государств с ядерными амбициями является Сирия.

В настоящее время в современных международных отношениях Сирия теснее всего связана с Тегераном и более всего зависит от него. В данном случае не следует предаваться иллюзиям. Иран - это единственная реальная военная геополитическая опора Сирии в регионе, и единственная страна, которая вступит в конфликт с американцами, если США ударят по Сирии. Иран также является естественным союзником Сирии в конфронтации с Израилем. Можно сказать, что Иран использует Сирию так же, как Германия использовала Италию во Второй мировой войне.

Неспроста несколько дней назад иранский посол в Дамаске Саид Ахмад Муссави предложил Башшару Асаду услуги Тегерана в области развития ядерной технологии. Посол подчеркнул, что для улучшения двусторонних отношений, Иран готов передать накопленный им опыт в области ядерных технологий Сирии.

Сирия участвует в подписанном 144 государствами Договоре о нераспространении ядерного оружия с 1963 года и эксплуатирует один небольшой исследовательский реактор, который подлежит регулярным проверкам ООН. Несколько месяцев назад на закрытом брифинге в Белом доме высокопоставленные представители американской разведки заявили, что руководители северокорейской ядерной отрасли и высокопоставленные сирийские должностные лица начали обсуждать вопрос об этом ядерном реакторе еще в 1997 году. "Сирийский режим должен объяснить международному сообществу причины своей нелегальной ядерной деятельности. Дамаск поддерживает терроризм, предпринимает действия, которые дестабилизируют обстановку в Ливане, допускает транзит иностранных боевиков в Ирак и подвергает репрессиям собственный народ", - заявила пресс-секретарь Белого дома Дана Перино.

Долгие годы сирийские ядерные разработки не были в фаворе у властей в Дамаске. В Израиле в те годы полагали, что Сирия не хочет делать бомбу или же смирилась с тем, что не может ее сделать. Отрезвление официального Дамаска пришло во время Первой Ливанской войны (1982 год), когда воздушные бои в долине Бекаа закончились кошмаром для Хафеза Асада. Было сбито 100 сирийских самолетов, израильтяне полностью уничтожили новейшие на тот момент советские зенитно-ракетные комплексы. Асад-отец, командующий сирийскими ВВС в Шестидневную войну не только получил самую звонкую пощечину в истории воздушных войн, но и потерял системы, в которые вложил огромные средства. Тогда он принял два важных решения - дать соперничающему с ним радикальному исламскому режиму Хомейни возможность создать в Ливане проиранское подполье ("Хизбалла") и перевести средства в развитие ВВС и ракет, способных поражать территорию Израиля. Несмотря на все попытки получить дешевое оружие массового уничтожения, ядерная мечта не оставляла Хафеза Асада.

По данным западных разведок к изменению тенденции привели несколько причин. Среди них смена власти в Сирии - согласно концепции Асада-сына, сирийской атомной бомбе нет альтернативы. Свою роль сыграло сближение Асада с Ираном и "Хизбаллой", а также финансовая помощь Тегерана. В 2001 году одна европейская компания, поставлявшая вспомогательное оборудование для ядерных центров Северной Кореи, заключила аналогичное соглашение на сумму 17 млн. долларов с Сирией "по поставке трех силовых агрегатов для электростанций". Через год после подписания соглашения на снимках из космоса стали отчетливо видны масштабы строительства странных обьектов в районе в Дир аз-Зара.

Позже стало известно, что в проекте принимали участие спецчасти министерства обороны Сирии. Спутники обнаружили, что сирийцы укладывают огромное количество бетона вокруг центра в Дир аз-Заре. В ночь на 6 сентября 2007 года семь израильских самолетов разбомбили этот объект. Сирийцы были потрясены, их ПВО подняла тревогу после того, как самолеты выпустили ракеты, что сделало невозможным принятие каких-либо мер. Спутниковые фотографии показали, что после налета сирийцы ликвидировали все следы бомбежки. Даже пригласили журналистов, чтобы показать, что Израиль бомбил пустырь. Официальный Иерусалим долго и упорно молчал из-за опасения, что нанесенное оскорбление вынудит Асада к решительным действиям. Однако при посредничестве Анкары Израиль и Сирия обменялись лишь обращениями.

Что же сегодня происходит с сирийской ядерной программой. Уже через три месяца после бомбардировки на месте начало расти здание, похожее на то, что было уничтожено. Эти усилия предпринимаются в свете просьбы МАГАТЭ провести проверки на объекте. Израиль же долгое время был обеспокоен тем, как сын Хафеза Асада воспринимает израильское унижение. Пока в Иерусалиме считают, что войны не будет, даже ведут непрямые переговоры при посредничестве и дипломатической поддержке Анкары по поводу Голанских высот. Хотя тишина в регионе Ближнего Востока всегда обманчива.

Лента

Лента новостей