...

Западные эксперты сомневаются в эффективности ирано-российского энергетического сотрудничества

Энергетика Материалы 16 июля 2010 12:20 (UTC +04:00)

Азербайджан, Баку, 16 июля /корр. Trend Д. Хатыноглу/

Несмотря на то, что Иран и Россия подписали соглашение о подготовке "дорожной карты", предполагающей развитие двусторонних отношений в сфере энергетики на будущие 30 лет, эксперты сомневаются в эффективности сотрудничества двух стран.

Визит министра нефти Ирана Масуда Миркязыми в Россию, имеющий цель избежать международной изоляции страны, не будет иметь никаких политических результатов, считает профессор по нефтехимии Южно-Калифорнийского университета Мухаммед Сахими.

Как сказал Trend по электронной почте Сахими, договор между странами может быть подписан, однако вряд ли он будет реализован.

В ходе встречи Миркязыми и министра энергетики России Сергея Шматко было подписано двустороннее соглашение о подготовке "дорожной карты". Как сообщают СМИ, после подписания документа Шматко сказал, что Россия готова продавать Ирану нефтепродукты при наличии экономической выгоды для страны.

Однако еще в прошлом году российская компания ЛУКОЙЛ приостановила поставки нефти в Иран. На данный момент около 10 крупных нефтяных компаний прекратили сотрудничество с Исламской республикой. Royal Dutch Shell, Reliance Industries, Shell, British Petroleum, Trafigura, Glencore и Ingersoll Rand приостановили поставки бензина в Иран после введенных США санкций против этой страны.

На сегодняшний день около 40 процентов (приблизительно 20 миллионов литров в сутки) внутренних потребностей Ирана в бензине обеспечиваются за счет импорта из других стран.

Как сказал Trend профессор Университета Глазго иранского происхождения Риза Тагизаде (Reza Taghizadeh), сотрудничество между Ираном и Россией в энергетической сфере по ряду причин не будет иметь эффективных результатов, несмотря на наличие широких возможностей в этой сфере. "Невозможно спрогнозировать ни одной важной и специфической перспективы "дорожной карты" сотрудничества между двумя странами", - сказал британский эксперт по энергетической безопасности Тагизаде.

Как отметил Сахими, в последнее время участились резкие высказывания России в отношении Ирана. "Москва поддержала санкции СБ ООН против Ирана, и пользуясь каждым удобным случаем, чтобы получить одобрение Запада и, в частности США, она занимает позицию, направленную против Ирана. Конечно, Иран может заключить соглашения о сотрудничестве с Россией. Однако заключить договор и исполнить его - вовсе не одно и то же. К примеру, Россия заключила договор с Ираном о поставках противоракетных систем С300, но так и не выполнила свои обязательства. Кроме того, РФ тянет со строительными работами на атомной станции в Бушере", - сказал Сахими.

В 2005 году между Россией и Ираном был подписан договор о закупке Ираном противоракетных оборонительных систем С300. Стоимость контракта составила 800 миллионов долларов. Несколько лет Россия задерживала поставки систем С300, а после принятия 1929 резолюции СБ ООН и вовсе заморозила этот договор.

Иранский политолог Хасан Бехештипур считает, что Иран и Россия, будучи одними из крупнейших стран-производителей энергии, могут расширить сотрудничество в данной сфере. По его словам, в последней резолюции (1929) СБ ООН нет ни одной статьи, запрещающей сотрудничество в энергетической сфере.

Совет Безопасности ООН 9 июня принял резолюцию, вводящую новые санкции в отношении Ирана в связи с его отказом свернуть работы по обогащению урана.
В поддержку документа высказались 12 членов Совбеза, Турция и Бразилия проголосовали против, Ливан воздержался.

Это четвертая по счету резолюция, принятая Совбезом из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования, касающиеся его ядерной программы.

В отличие от Бехештипура, Тагизаде считает, что российские энергетические компании более успешно сотрудничают с западными компаниями, и поэтому они не пожертвуют своей выгодой ради Ирана. По его словам, российско-иранский договор предусматривает возможность инвестирования Ираном в нефтегазовую сферу России.

Однако, как сказал Тагизаде, Иран является страной со слабой, подконтрольной государству экономикой, и страна не сможет взять на себя какой-либо зарубежный проект или обеспечить его инвестициями. По его словам, министерство нефти Ирана не в состоянии реализовать самостоятельно даже незначительные нефтегазовые проекты.

"Министерство нефти Ирана недостаточно финансируется. Иран не способен полностью обеспечить инвестициями энергетические проекты внутри страны. Участие же в иностранных проектах и вовсе представляется невозможным", - сказал Тагизаде.

За последний год добыча нефти в Иране сократилась на 20 процентов (с 4,2 миллионов баррелей до 3,6 миллионов баррелей в сутки), отметил профессор Университета Глазго. По его словам, это связано с нехваткой средств на закупку технического оборудования для нефтяных проектов страны.

"Аналогичная ситуация наблюдается в газовой сфере Ирана. Развитие самого крупного газового проекта страны Асалуе (Asalouyeh) приостановлено. Причина - нехватка оборудования и инвестиций", - сказал Тагизаде.

По его словам, "дорожная карта" для Ирана - это возможность продемонстрировать наличие российско-иранского сбалансированного сотрудничества. Как считает Тагизаде, основной целью визита Миркязыми в Россию стало обсуждение обеспечения технических потребностей энергетических компаний, принадлежащих Корпусу стражей исламской революции.

США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия в военных целях под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

В подготовке статьи приняли участие Т. Джафаров и Т. Коняева.

Тэги:
Лента

Лента новостей