...

Узбекистан раскритиковал выводы экспертизы ВБ по Рогунской ГЭС

Энергетика Материалы 2 августа 2014 14:35 (UTC +04:00)

ТАШКЕНТ /Trend/ - Узбекистан считает неудовлетворительными результаты и выводы оценочных отчетов экспертизы проекта строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане, проведенной под эгидой Всемирного банка. Об этом заявил первый заместитель премьер-министра, министр финансов Узбекистана Рустам Азимов на встрече представителей правительств стран Центральной Азии по обсуждению проекта доклада Всемирного банка "Ключевые вопросы для дальнейшего рассмотрения предлагаемого проекта Рогунской ГЭС" и вопросов использования трансграничных водных ресурсов.

Полный текст выступления обнародован на правительственном портале Узбекистана (gov.uz).

По мнению правительства Узбекистана, высказанному первым вице-премьером, проект игнорирует интересы трансграничных государств и положения норм международного законодательства по использованию международных водотоков, ориентируясь только на удовлетворение интересов одной страны и полное игнорирование интересов других стран, расположенных в среднем и нижнем течении Амударьи.

Ключевым недостатком технических отчетов является то, что по каждому мало-мальски важному аспекту проекта рекомендуется провести дополнительные изыскания и исследования на следующих этапах проектирования.

"Нас абсолютно не устраивает, что после трех лет работы панель экспертов не смогла выработать конкретных ответов на такие жизненно важные вопросы, связанные с этим проектом, как наличие рисков техногенных катастроф, связанных с геологическими условиями предполагаемой площадки строительства, потенциальными оползнями, солевым пластом, обеспечение защиты прав стран в среднем и нижнем течении Амударьи на гарантированные объемы и режим попусков воды, особенно в вегетационный период, риски для окружающей среды региона, анализ эффективных альтернативных подходов к решению проблемы зимнего дефицита энергии в Таджикистане", - заявил первый вице-премьер Узбекистана.

В частности, не принято во внимание, что проект строительства Рогунской ГЭС разработан 44 года назад, в период советской гигантомании, и на сегодняшний день полностью устарел как с точки зрения технических подходов и строительных норм, так и современных стандартов экологической безопасности.

"Отчеты консультантов создают впечатление, что они не поняли или сознательно проигнорировали тот факт, что за это время кардинально изменилось отношение к строительству подобных гигантских сооружений", - отметил представитель Узбекистана.

Подготовленные документы содержат ряд упущений, недоработок и просчетов, которые способны привести к неверным решениям, чреватым для региона Центральной Азии исключительно серьезными катастрофическими последствиями, так как не учитывают в достаточной степени реальные риски проекта.

Прежде всего, высокая сейсмичность выбранного для строительства плотины района, который расположен в зоне Гиссаро-Кокшаалского и Илякско-Вахшского разломов, получила подтверждение и в отчетах консультантов. По данным геологической службы США, в зоне строительства Рогунской ГЭС с начала 2013 года произошло 250 землетрясений магнитудой четыре и выше, в том числе 12 сильных землетрясений с магнитудой около шести. По экспертным оценкам, в регионе существует высокая вероятность землетрясений с магнитудой девять и выше.

Однако консультанты ограничились лишь предложением провести сейсмическую оценку на последующих стадиях проекта, а также создать мониторинговую микросейсмическую сеть.

Еще один крайне опасный фактор: самую высокую в мире плотину высотой около 335 метров и основные гидросооружения планируется разместить на грунтах, подпираемых 100-метровым соляным пластом, без проектирования комплекса мер по его защите.

В реальных условиях под высоким напором воды и при наличии меловых отложений процессы растворения способны значительно ускориться и привести к возникновению полостей размером до семи-восьми метров, что неминуемо приведет к полному обрушению плотины.

При этом консультанты ограничились лишь предложением пробурить редкие скважины и вести мониторинг за процессом возможной диффузии солей.

"В этой связи возникает естественный вопрос: как должны себя чувствовать миллионы людей, жизнь которых зависит от лабораторных опытов консультантов и качества мониторинга за диффузией солей у основания плотины, которая способна в любой момент разрушиться, обрушив на них и их жилища миллиарды тонн воды", - сказал Азимов.

К грубым упущениям в работе консультантов относятся также и ошибочная величина максимальных объемов селевых потоков, принятая конструкция плотины, которая практически полностью аналогична разработанной в первоначальном техническом проекте 1978 года, отсутствие расчетных исследований трехмерной модели плотины с учетом сложного рельефа и многое другое.

В материалах ВБ отмечается, что эксплуатация Рогунской ГЭС может обеспечить сохранение "исторического стока" реки Вахш, что представляется абсолютным нонсенсом. В качестве аргумента приводится средний используемый зимой летний сток, при котором 4,2 миллиарда кубометров воды переводятся с летнего в зимний период. При этом гидроэнергетики Таджикистана, являясь собственниками Нурекского гидроузла, самовольно изменили режим регулирования реки Вахш, сократив в летний сезон исторический сток на 4,2 миллиарда кубометров воды, которые ежегодно задерживаются для создания зимнего потенциала электроэнергии.

Ключевым вопросом, который эксперты и Всемирный банк затрагивают лишь вскользь, является возможность увеличить объем удерживаемой в резервуаре воды до 7,4 кубокилометра в год, которую создает строительство Рогунской ГЭС.

Сокращение стока Амударьи на 7,4 кубокилометра сделает непригодными для сельскохозяйственных нужд 385 тысяч гектаров земли. В маловодный год эта цифра может превысить 500 тысяч гектаров, что приведет к потере источников доходов 9,5 тысячи фермеров, а с учетом членов семей фермеров и наемных работников - потерей средств существования для порядка 1,5 миллиона человек.

"В этом заключается сущность данного проекта: получение в свои руки механизма, другими словами - рычага для возможности диктовать в одностороннем порядке нижележащим странам жесткие условия предоставления воды, в первую очередь в период вегетации сельскохозяйственных культур. Более того - в условиях жесткого водного дефицита в Центральной Азии это превращается в неприкрытый инструмент политического давления на нижележащие по течению страны, провоцируя рост противостояния и конфликтного потенциала в регионе", - отмечалось в выступлении.

ВБ же лишь ограничивается "надеждой, что Таджикистан предоставит соответствующие гарантии нижележащим странам", но при этом уходит от ответа, кто будет гарантировать защиту интересов нижележащих по течению стран.

Еще одним свидетельством абсолютно непрофессионального либо ангажированного подхода является то, что отчет и заключение ВБ в части оценки экологических и социально-экономических последствий проекта ограничились анализом воздействия проекта только на территорию Таджикистана, в зоне, непосредственно прилегающей к плотине, без анализа социальных последствий и потерь в среднем течении и низовьях реки Амударья.

О масштабах пробелов в исследовании консультантов ВБ свидетельствует исследование ученых из университетов Нью-Мехико и Северной Дакоты в США, согласно которому дефицит воды, вызванный строительством Рогунской ГЭС, приведет к снижению ВВП Узбекистана на два процента и оставит не менее 340 тысяч человек безработными, так как страна будет вынуждена вывести из сельхозоборота 506 тысяч га (около 11 процентов орошаемых сельхозземель).

Кроме того, после завершения строительства Рогунской ГЭС для полного заполнения чаши водохранилища потребуется до 16 лет, в течение которых в бассейне Амударьи - одной из двух основных рек региона - будет наблюдаться жесточайшее маловодье.

Азимов напомнил, что ряд международных институтов считает нецелесообразным создание новых гигантских гидросооружений с учетом огромной стоимости, катастрофических рисков и сомнительных конечных выгод от их строительства.

По оценке экспертов британского Оксфордского университета, стоимость строительства Рогунской ГЭС составляет около пяти миллиардов долларов. С учетом мирового опыта можно утверждать, что фактическая стоимость строительства составит до 10 миллиардов долларов, а включая необходимую инфраструктуру - до 15 миллиардов долларов, что в два раза превышает ВВП Таджикистана.

Наглядным и закономерным подтверждением этих слов являются отказ от строительства крупных гидроэлектростанций в Чили, Бразилии и других странах, а также принятый в январе 2014 года Конгрессом США законодательный запрет на поддержку любых проектов строительства плотин высотой более 15 метров любыми международными финансовыми институтами, где США являются акционером, что, естественно, распространяется и на ВБ.

В свое время Азиатский банк развития и Исламский банк развития отказались финансировать этот проект. Тем не менее, этот проект был утвержден Всемирным банком.

Первый вице-премьер Узбекистана обратил также внимание на то, что роль организатора тендера и заказчика "экспертизы", финансируемой ВБ, было решено возложить на правительство Таджикистана, которое является самой заинтересованной стороной в этом процессе.

"Это абсолютно неприемлемо, так как полностью противоречит общепринятым нормам равного учета интересов всех заинтересованных сторон", - считает Азимов.

Еще одним принципиальным вопросом является прекращение строительных работ по возведению сооружений ГЭС до завершения экспертизы. В то же время на "восстановительные мероприятия" ежегодно выделяется из госбюджета Таджикистана в среднем 300 миллионов долларов, что свидетельствует о масштабах проводимых строительных работ.

Соображения узбекской стороны по всем этим вопросам своевременно направлялись в банк. Однако эти вопросы не были приняты во внимание, и квалифицированные ответы на них в опубликованных исследованиях отсутствуют.

"Обобщая сказанное, хотел бы заявить, что заключения консультантов и панели экспертов по проекту Рогунской ГЭС являются для Узбекистана абсолютно неприемлемыми", - сказал Азимов.

Узбекистан считает, что дальнейшая реализация проекта строительства Рогунской ГЭС, попытки проталкивать его всяческими усилиями могут привести к очень серьезным, непоправимым последствиям в регионе Центральной Азии.

Учитывая складывающуюся ситуацию, Узбекистан предлагает результаты и выводы оценочных отчетов считать неудовлетворительными для формирования квалифицированных заключений по проекту строительства Рогунской ГЭС и провести еще раз тщательную проработку и экспертную оценку альтернативных вариантов, в том числе строительства средних и малых ГЭС, расширения существующих и строительства новых ТЭС на базе угольных месторождений Таджикистана и использования других рациональных возможностей, которые, при значительно меньших капитальных затратах, позволят решить проблему энергодефицита в Таджикистане за более короткие сроки и при этом не нарушая водный баланс и не создавая катастрофических техногенных, экологических и социальных угроз для всего региона.

(Автор: Демир Азизов. Редактор: Ирина Парфёнова)

Тэги:
Лента

Лента новостей