...

Азербайджан снижает нефтяные риски

Энергетика Материалы 22 апреля 2015 18:33 (UTC +04:00)
Волатильность цен на нефть на мировых рынках и пессимистичные прогнозы до 2017 года повлияли на решение правительства Азербайджана, которое начало формировать параметры государственного бюджета на 2016 год с учетом цены на нефть в 50 долларов за баррель
Азербайджан снижает нефтяные риски

Илаха Мамедли

Волатильность цен на нефть на мировых рынках и пессимистичные прогнозы до 2017 года повлияли на решение правительства Азербайджана, которое начало формировать параметры государственного бюджета на 2016 год с учетом цены на нефть в 50 долларов за баррель.

Несмотря на то, что в течение апреля наблюдалось повышение цен на нефть, в том числе 21 апреля стоимость азербайджанской нефти выросла на 11,2 процента - до 63,31 доллара за баррель, вероятность нового падения достаточно высока. Вследствие ухудшения финансового положения производителей в США, Европе и Японии, сокращаются и объемы производства, а это приводит к падению спроса на нефть.

Вопреки этому, цены пошли вверх после решения Саудовской Аравии о завершении ценовой войны. Власти королевства могли бы еще долгое время удерживать цены на нефть у минимальных значений, добиваясь значительного сокращения добычи сланцевой нефти в США, однако события в Йемене помешали этому.

Но как поведут себя цены в свете объявления накануне Коалицией ближневосточных арабских государств во главе с Саудовской Аравией об окончании военной операции "Буря решимости" в Йемене, покажет время. Но вряд ли стоит ожидать повышения цен до 100 долларов за баррель, во всяком случае, в этом году.

Прогнозы пессимистичные: стоимость барреля нефти на 2015 год - на уровне 60 долларов, на 2016-2017 годы - от 60 до 70 долларов, а уже к 2018 году цены достигнут 80 долларов, считают эксперты.

Учитывая, что экономика Азербайджана все еще сохраняет зависимость от нефтяного фактора и составную часть поступлений в госбюджет составляют доходы от нефти, правительство страны очень внимательно следит за ситуацией на мировых рынках.

Даже при том, что от падения цен поступления нефтедолларов в Азербайджан серьезно сократились, правительство пока не видит необходимости в пересмотре параметров госбюджета на 2015 год, который формировался на основе цены в 90 долларов за баррель. И это при том, что бюджетные прогнозы на этот год готовились в нескольких сценариях, в том числе с учетом цены на нефть в 60 долларов за баррель.

Правда, министр финансов Азербайджана Самир Шарифов также считает эту прогнозную цену (90 долларов) несколько завышенной (с учетом нынешней стоимости нефти на мировых рынках), но для корректировки прогнозов он пока причин не видит. А объясняет он это тем, что прямой ущерб госбюджету от падения цен не столь велик, как на платежный баланс страны.

Вместе с тем, Азербайджан хочет обезопасить себя в будущем году, придерживаясь более консервативного подхода при прогнозировании бюджетных показателей.

Каким же образом будет снижено негативное влияние? Правительство страны предпринимает определенные меры в этом направлении.

"Мы планируем более эффективно использовать бюджетные доходы. При этом реализацию инвестиционных проектов планируем замедлить, то есть перенести некоторые из них на следующий год", - сказал Шарифов.

Конечно же, это будут проекты, не требующие безотлагательной реализации.

С финансированием стратегически важных проектов проблем быть не должно, так как трансферты Госнефтефонда Азербайджана, которые превышают 53 процента бюджетных доходов (при удельном весе нефтяных доходов свыше 65 процентов), в бюджет страны будут перечислены в полном объеме.

С учетом того, что доходы от нефти и газа поступают в страну в иностранной валюте, благодаря удорожанию доллара в Азербайджане, при перечислении в госбюджет 10,388 миллиарда манатов в виде трансфертов при нынешнем курсе (1,0506 AZN-USD) Госнефтефонд потратит 9,89 миллиарда долларов, тогда как при додевальвационном курсе расходы составили бы 13,24 миллиарда долларов (0,7844 AZN-USD). Соответственно, Нефтяной фонд сэкономит 3,35 миллиарда долларов, что выгодно ему при низких ценах на нефть.

К тому же, если учесть, что доходы страны от продажи нефти, которые ежегодно составляли 20 миллиардов долларов, упали на пять-шесть миллиардов долларов в результате падения цен на нефть, сказал на днях министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев.

Поэтому решение об изменении курса маната по отношению к доллару в нынешней ситуации (неопределенности на мировых рынках) более чем целесообразно с точки зрения минимизации негативного влияния от падения цен на нефть на бюджетные поступления.

"В связи с тем, что доходы Госнефтефонда от продажи нефти и газа поступают в долларах США, девальвация маната, направленная на диверсификацию экономики, переход к новой модели экономического роста и снижение зависимости от ресурсов, не повлияет на фактические поступления фонда. С другой стороны, девальвация маната отразится на уменьшении бюджетных расходов ГНФАР в долларовом эквиваленте. Таким образом, прогнозируется, что расходы фонда сократятся примерно на 25 процентов по сравнению с расходами в додевальвационный период", - сказал недавно глава ГНФАР Шахмар Мовсумов.

Таким образом, нынешняя мировая конъюнктура - будь то "сланцевая революция", события в Йемене, снятие санкций с Ирана или санкции Запада в отношении России, еще больше заставляет задуматься о развитии не связанных с нефтегазовым сектором отраслей, чтобы снизить зависимость экономики от цен на энергоресурсы, и в целом о необходимости усиления экономической независимости. И будущая стабильность экономики Азербайджана зависит именно от ненефтяного сектора.

Илаха Мамедли, заместитель главного редактора Trend по экономике

Тэги:
Лента

Лента новостей