Азербайджан, Баку, 2 июня /корр. Trend В. Жаворонкова/
В нынешних условиях говорить о возможности переворота в Узбекистане неправильно, так как в этом государстве правящая элита занимает очень твердые позиции, считает российский эксперт по Центральной Азии, научный сотрудник МГУ, член Экспертного совета Trend Станислав Притчин.
В СМИ появились сообщения о том, что оппозиционные организации Узбекистана, функционирующие за рубежом, в конце мая провели съезд, на котором заявили о готовности забыть противоречия и объединиться в Народное движение Узбекистана (НДУ), главная цель которого - отстранение от власти президента Ислама Каримова.
По словам представителей оппозиции, собрания оппозиции Узбекистана подобного масштаба не было никогда. Собравшиеся на встрече призвали народ республики "свергнуть действующую власть".
По мнению эксперта, в нынешних условия в Узбекистане переворот маловероятен, так как власть республики очень сильна и встречи оппозиционеров вряд ли смогут повлиять на ситуацию, несмотря на недовольства населения страны.
"Судить о степени недовольства народа Узбекистана сложившейся ситуацией в стране сложно, так как государство очень закрытое и в нем практически нет независимых СМИ", - сказал Trend по телефону из Москвы Притчин.
По его мнению, говорить о сложности ситуации можно только исходя из количества мигрантов, которые работают за рубежом, в том числе и в России.
Они не могут найти себе применение на родине и поэтому вынуждены искать "лучшей доли за рубежом", считает эксперт. "Это основной объективный фактор, который может говорить об уровне жизни в стране", - сказал Притчин.
По его мнению, ситуация в Узбекистане в экономическом и социальном плане достаточно сложная.
Наблюдатели проводят параллели между Центральной Азией и арабскими странами, где произошел ряд революций, которые сопровождались массовыми народными волнениями, и говорят о возможности повторения этого сценария в регионе.
По мнению эксперта, сходства в ситуации в арабских странах и Центральной Азии нет, и каждая из стран региона нуждается в индивидуальном рассмотрении.
"В Казахстане, к примеру, во время событий на Ближнем Востоке и в Африке проводились президентские выборы, и вся информация была посвящена этому событию, в Кыргызстане, где только в прошлом году сменилась власть, сейчас и без того сложная ситуация, - сказал Притчин. - В других странах региона информация контролируется властями, и поэтому вряд ли простой деревенский житель знает, что происходило в арабском мире".
В Центральной Азии, по мнению эксперта, информации об этих событиях довольно мало для того, чтобы она стала толчком к активным действиям народа.