...

Война на истощение между Ираном и Западом – обозреватель Trend

Ядерная программа Материалы 4 декабря 2010 09:00 (UTC +04:00)
Значимые события, происходящие в преддверии переговоров Ирана и стран "шестерки" (их представляет верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон), которые должны состояться 5 декабря в Женеве, показывают, что продолжающаяся война на истощение между официальным Тегераном и странами Запада может подойти к весьма чувствительному и безнадежному моменту.
Война на истощение между Ираном и Западом – обозреватель Trend

Руководитель персидской редакции Trend Далга Хатыноглу

Значимые события, происходящие в преддверии переговоров Ирана и стран "шестерки" (их представляет верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон), которые должны состояться 5 декабря в Женеве, показывают, что продолжающаяся война на истощение между официальным Тегераном и странами Запада может подойти к весьма чувствительному и безнадежному моменту. Террористический акт, совершенный против двух иранских ученых-ядерщиков, новый доклад генсека МАГАТЭ по ядерной программе Ирана и его обсуждение на Совете судей агентства, применение новых санкций США против Ирана, а также скандальные сведения по Ирану, распространенные WikiLeaks, - все это не может не повлиять на ход переговоров, замороженных вот уже 14 месяцев.

Несмотря на то, что после проведения безуспешных переговоров в сентябре прошлого года между странами "5+1" (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия) и Ираном, встреч между сторонами больше не было, однако за этот период произошли серьезные процессы. Резолюция Совбеза ООН 1929 по Ирану, санкции США и Европы против этой страны, включение Ираном двух специалистов МАГАТЭ в "черный список" и ряд других вопросов говорят о том, что атмосфера на нынешних переговорах, по сравнению с предыдущими, будет прохладной и в то же время очень напряженной.

Иран обвинил страны "шестерки" в организации террористического акта против ученых-ядерщиков страны. В своем выступлении в Мазандаране президент Ахмадинежад заявил, что в случае повторных террористических актов Иран подаст в суд на постоянных членов Совбеза ООН. По словам Ахмадинежада, причиной этого будет факт упоминания имени ученого Фирудина Аббаси, подвергшегося террористической атаке, в резолюции Совбеза ООН 1747, а также применения по отношению к этому ученому эмбарго.

Иран еще более чувствительно относится к обнародованию МАГАТЭ деталей ядерной программы страны. Так, Иран осудил обнародование генсеком агентства числа центрифуг в своем новом докладе, зачитанном 23 ноября. Интересен тот факт, что и в предыдущих докладах главы МАГАТЭ были обнародованы многие детали по ядерной программе Ирана, однако официальный Тегеран не реагировал на это так же резко, как сейчас.

Согласно документам, распространенным сайтом WikiLeaks, администрация Обамы и раньше не была уверена в урегулировании вопроса ядерной программы Ирана путем переговоров. Из этих документам также становится известно, что некоторые арабские страны, как и Израиль, поддерживают идею нападения на Иран. Все это, как минимум, оправдывает создание Ираном технологий, способных помочь в овладении атомным оружием в целях обороны. Ни экономические льготы, ни экономические санкции не смогут удержать режим, существование которого находится под угрозой, от попыток заполучить стратегическую гарантию своей безопасности. Иран также не является исключением из правил.

Изменения, произошедшие вокруг иранской ядерной программы

Урановый обмен, считавшийся 14 месяцев назад выгодным как для Ирана, так и для стран Запада, сегодня уже не интересен Западу и не является предметом обсуждений для Ирана. Если в 2009 году запасы урана в Иране составляли 1500 кг, сегодня они равняются 3200 кг. Кроме того, Иран, начав обогащать уран, на данный момент обладает 35 кг 20-процентного урана. Правда, Иран пока не обладает технологией превращения этого урана в топливо для реактора. Однако если Иран сможет превратить 35 кг 20-процентного уранового газа в топливо, то можно будет запустить и эксплуатировать как минимум пять лет Тегеранскую атомную лабораторию.

Амирабадский исследовательский реактор в Тегеране используется в медицинских целях. Он построен в 1960-х годах. В последний раз топливо для этого реактора предоставила Аргентина в 90-х годах.

С другой стороны, год назад активных центрифуг на иранском заводе по обогащению урана в Натанзе было в три раза больше. Уменьшение числа активных центрифуг, а также увеличение запаса низкообогащенного урана в два раза свидетельствуют о том, что Иран смог произвести новые виды центрифуг, обладающих большей эффективностью. Иран должен обладать 60 тысячами активных центрифуг, чтобы обеспечивать топливом атомные электростанции, однако для производства 90-процентного урана, используемого в боеголовках атомного оружия, достаточно всего 3000 центрифуг.

Однако вирус "Стакснет", поразивший компьютеры иранских атомных объектов, и террор против иранских ученых-ядерщиков показывают, что Запад продолжает противостояние с Ираном не только посредством санкций, но и прибегая к менее честным методам ведения борьбы.

Процессы показывают, что, несмотря на увеличение "козырных карт" у обеих сторон переговорного процесса, также увеличилось и напряжение в отношениях, поэтому возможность использования этих самых "козырных карт" все еще находится под большим вопросом.

Тэги:
Лента

Лента новостей