...

Гусейн Джавид -130: от истоков прогрессивного романтизма до репрессий и тяжелой судьбы сына (фото)

Культура Материалы 24 октября 2012 12:06 (UTC +04:00)
Гусейн Джавид -130: от истоков прогрессивного романтизма до репрессий и тяжелой судьбы сына (фото)
Гусейн Джавид -130: от истоков прогрессивного романтизма до репрессий и тяжелой судьбы сына (фото)

Азербайджан, Баку, 24 октября /корр. Trend Life Вугар Иманов/

Сегодня исполняется 130 лет яркому представителю одного из основоположников прогрессивного романтизма в Азербайджане Гусейну Джавиду. Поэт и драматург создал новый стиль и форму психологической и философской драмы, оказал сильное влияние в формировании азербайджанской литературы XX века и развития национального театра. Своими произведениями, в которых нашли отражение мотивы философской лирики, вопросы гуманизма и человеколюбия, исторические драмы, Гусейн Джавид открыл новую страницу в литературе и драматургии Азербайджана. Гусейн Джавид отказывался изображать "достижения" социализма, за что и был репрессирован и погиб в Сибири в 1941 году.

Биография

Гусейн Джавид (имя при рождении Гусейн Абдулла оглы Расизаде) родился 24 октября 1882 в городе Нахчыван.

Получив образование в родном городе, Джавид уезжает в Тебриз и поступает в духовную школу - медресе. Здесь он изучает арабский и персидский языки и классическую литературу Востока. Через год из-за болезни глаз Джавид вынужден бросить учёбу; он возвращается в Нахчыван, где упорно занимается самообразованием. В 1905 году едет в Турцию и поступает учиться на литературное отделение Стамбульского университета, где знакомится с видными турецкими писателями и поэтами. В 1909 году возвращается на родину и длительное время преподает азербайджанский язык и историю литературы в азербайджанских школах Тифлиса, Гянджи, Нахчывана. В 1918 году переезжает в Баку. В 1926 году Джавид лечился в Германии, жил в Берлине. Впечатления от пребывания в Западной Европе отразились в его большой поэме "Азер", над которой поэт трудился в 1926 -1937 гг.

4 июня 1937 года Гусейн Джавид был арестован. В обстановке начавшихся репрессий и травли передовой части творческой интеллигенции он был объявлен "врагом народа" и в 1939 году сослан в Магадан. Согласно архивным материалам Гусейн Джавид (Расизаде), умер от остановки сердца в связи с переохлождением ног 5 декабря 1941 года в доме заключенных инвалидов № 21 села Шевченко Тайшетского района. Был похоронен в гробу № 59 по мусульманским обычаям (лицом в сторону Мекки) 7 декабря, на похоронах присутствовали заключённые азербайджанцы. Посмертно реабилитирован в 1956 году.

Перезахоронение тела

26 октября 1982 года. В тот день произошло невиданное в истории СССР событие, сбывшееся благодаря великой гражданской смелости и усилиям Гейдара Алиева. Благодаря общенациональному лидеру азербайджанского народа стало возможно возвращение на родину останков выдающегося драматурга и поэта, перезахоронение их в Нахчывани и установление памятника на его могиле.

После прощальной церемонии во Дворце Ширваншахов в Баку тело великого поэта и драматурга привезли в Нахчыван и перезахоронили рядом с отчим домом под тутовым деревом. После того, как над могилой поэта был воздвигнут мавзолей, 13 сентября 1996 года в нём были перезахоронены тела жены поэта Мюшкюназ (из Баку) и сына Эртогрула, а 12 сентября 2004 года в мавзолее была похоронена дочь поэта Туран Джавид.

В 2002 году был открыт дом-музей Джавида Гусейна. Отец Джавида молла Абдулла принадлежал к низшему сословию духовенства, но он был известен и как певец, знаток мугамата, поэзии. Благодаря вокальным данным, его часто приглашали в Баку, Гянджу и Нуху. Из четырех братьев и трех сестер, лишь один Шейх Мухаммад Расизаде получил духовное образование. Однако, отказавшись от духовного поприща, он в течение 35 лет учительствовал, 15 из них - в советское время. Во время открытия Дома-музея Гусейна Джавида президент Азербайджана Гейдар Алиев отметил: "Шейх Мухаммед первым учил меня азербайджанскому языку. Это был прекрасный, но требовательный педагог".

Общенациональный лидер Гейдар Алиев высоко ценил творчество выдающегося мыслителя Гусейна Джавида. Он говорил: "Произведения, созданные Гусейном Джавидом - национальное достояние Азербайджана".

Творчество

Первое стихотворение Джавида было напечатано в бакинском журнале "Фиюзат" в 1906 году. В 1913 году был издан первый сборник его стихотворений - "Минувшие дни", отпечатанный в Тбилиси в азербайджанской типографии. В 1917 году в Баку издается новый сборник - "Весенняя роса". Уже в раннем творчестве Джавида дают о себе знать социальные мотивы, связанные с общественным переустройством и противоречиями, положением бедняков и обездоленных людей. И хотя, как признается поэт, его "Бог-красота и любовь", но жизнь с её глубокими противоречиями и проблемами вторгается в мир его поэтических раздумий, побуждая думать о многом и многих, в частности, о тех, кто в поисках пропитания обрекает себя на тяжкий, нечеловеческий труд на нефтяных промыслах.

Для поэта-гуманиста "черный ад" промыслов, а также безумие разразившейся мировой войны, её "чудовищный шум" невыносимы. Катаклизмы века, его противоречия и события подводят Г. Джавида к необходимости преодолеть абстрактно-политические выводы и представления, ставить и решать важнейшие проблемы современности, обращаться к прошлому своего народа и других стран, чтобы на историко-легендарном материале раскрыть природу контрастов и противоречий века, обещавшего быть эпохой прогресса и развития цивилизации, но, увы, оказавшегося полным социальных и иных кризисов, потрясений и несчастий, уготованных для трудящегося человека.

Гусейн Джавид раскрыл власть темных сил и контрасты эпохи в своих драматургических произведениях "Шейда" (1913), "Шейх Санан" (1914), "Дьявол" (1917-1918), "Князь" (1929), "Сиявуш" (1933), "Хайям" (1935) и других, представив в них целую галерею сильных, протестующих неординарных героев, бунтующих против несправедливости, тирании, произвола. Именно эти пьесы стали важным достижением романтизма, его ведущим жанром, сохранившим на десятилетия обаяние и идейно-эстетический мир этого направления, возникшего в азербайджанской литературе.

В пьесах Г. Джавида также есть мятущийся, наделенный сильными страстями и беспокойством герой-одиночка, который находится в трагическом разладе с обществом и целым миром, представлены остро драматические конфликты. Один за другим в его творчестве возникают образы, навеянные легендами древнего Востока и романтическими традициями, усвоенными поэтом не только по книгам, но и в результате непосредственного наблюдения действительности, которая их породила, во время его пребывания в Турции, Иране, Германии, Грузии, в родном Азербайджане. Это Шейх Санан, Сиявуш, Хайям, Дьявол (Иблис). Или образы, порожденные самим временем - Шейда, Князь, другие персонажи, взаимодействующие с ними в одноименных пьесах.

Еще при жизни Джавида - в 20-30-е годы его сценические произведения сыграли очень значимую роль в творческом становлении, в раскрытии таланта таких больших мастеров нашего театра и в целом азербайджанской культуры, как Аббас Мирза Шарифзаде и Ульви Раджаб, Марзия Давудова и Ева Оленская, Мирзага Алиев и Сидги Рухулла, Кязим Зия и Агасадыг Герайбейли, Исмаил Идаятзаде и Рза Тахмасиб и многих других. Актеры всем сердцем любили творчество Джавида, его драматургия была для них школой, и все они стремились пройти эту школу, выразить и испытать себя в ней.

Избранные произведения Джавида на азербайджанском языке были изданы в Баку в 1958 году, сборник пьес - в 1963.

Судьба сына Эртогрула

Сын Гусейна Джавида Эртогрул был художником, поэтом и композитором. Из-под его пера вышли слова к произведениям Кюи, Шопена, Рахманинова, Моцарта, Бурштейна, Танеева, Римского-Корсакова. А также переводы на азербайджанский язык стихов иностранных поэтов, в том числе и Лермонтова.

Он писал: " Мой отец был солнцем, поднялся, светил, ослепил глаза летучих мышей, однако туманы застлали его. Тучи захотели поглотить его огненное свечение. Взорвать! Надо взорвать тот проклятый, презренный караван. Взорвать пушечным снарядом царство тумана, отделившее мать природы - солнце от ее детей. Я открою этот огонь симфонией".

Его педагог, основоположник азербайджанской классической музыки Узеир Гаджибейли считал Эртогрула одним из своих лучших и талантливейших учеников, при этом искренне любя его за человеческие качества. Именно ему писал Эртогрул с войны о проблемах, которые не решался раскрыть матери или сестре.

Среди его произведений - 9 вариаций, поэму для скрипки и фортепиано, 3 прелюдии, сонатину, две детские миниатюры, "Нахчыванские пейзажи" (посвящение матери), "Батабатские плато", "Ашыгсаягы", "Яллы, "Охотники", "Эшг олсун" (сл.Н.Рафибейли), "Бизим баг" и "Лунная мелодия" (муз. Р.Шафаг), "Птицы" (сл. А.Саххата) и многие другие. В его писательской деятельности особое внимание привлекает пьеса "Судьба эгоиста", также присутствуют эскизы неоконченных пьес. Написаны заметки и записи в дневниках, позволяющие проникнуться глубиной его мысли: "Есть ли эхо тишины?", "Неудачная ночь", "Сентиментальные отрывки", "Пой, соловей, пой", "Это ты", "Один эпизод", "Туберкулезная девушка", "Когда умер первенец у молодой матери", "Темная аллея", "Джиман", состоящий из 4 частей (Пролог, Друзья, Любовь, Эпилог). В студенческие годы Эртогрол Джавид писал множество научных работ, связанных с деятельностью мировых корифеев и известными произведениями классической музыки и литературы, среди которых весьма интересна работа над Гамлетом.

Как художник он создал такие интересные работы, как портреты отца и матери, портрет А.М.Шерифзаде в роли шейха Санана, портреты Шекспира и Бетховена, а также грузинской киноактрисы Н.Варнадзе, картины "Плачущий ребенок", "Боец Верден", "Цветы", исторические картины, и, плюс к уже названным, натюрморты и карикатуры.

Эртогрула было запрещено отправлять на фронт, так как опасались, как бы сын "врага народа" не переметнулся на сторону немцев. Откуда им было понять, что его здесь держит совсем иная сила, зовущаяся патриотизмом. Ну, а в тылу на его долю выпало больше испытаний и унижений, чем кому-либо не только из сослуживцев, но и из тех, кто был в пылу сражений. Не говоря уже о том, что аристократ по происхождению, с пытливым умом, но слабой физической подготовкой, он был не приспособлен к такому тяжелому труду. Во время прокладки рабочим батальоном железной дороги Эртогрол заболел туберкулезом, с которым всеми силами пытался бороться. Однако голод и окружение больных в госпитале сделали свое дело, и болезнь унесла его жизнь 14 ноября 1943 года, в возрасте 24 лет. Он пережил отца всего два года...



В статье использованы материалы из открытых источников в интернете.

Тэги:
Лента

Лента новостей