Азербайджан, Баку, 11 июня /корр. Trend Life Вугар Иманов/
Мне посчастливилось лично знать Акшина Кязимзаде - высокообразованного, интеллигентного, порядочного, искреннего, приветливого и очень интересного человека. Он был честным и очень прямым, всегда прямо говорил, все что думал, за это его уважали и любили...
К огромному сожалению, вчера жизнь забрала его у нас. На 74 году жизни, из-за хронической ишемии сердца скончался заслуженный журналист Азербайджана Акшин Кязимзаде. Он был представителем старой журналисткой школы, с острым пером и глубоким знанием предмета, о котором писал.
Выросший в семье известного ученого Зеки Кязимзаде, Акшин Кязимзаде сделал свои первые шаги в журналистике в газете "Молодежь Азербайджана" в 1956 году, будучи студентом АзИИ (ныне - Нефтяная академия). По окончании вуза стал работать в газете "Кино", позднее став главным редактором издания.
Впоследствии в озглавлял газеты "Идман" и "Панорама", работал в "Бакинском рабочем". "Гюнай", "Наш век", "Зеркало", "Вышка" и других русскоязычных изданиях. Был единственным корреспондентом - азербайджанцем "Советского спорта" в республике. В качестве спецкора побывал на нескольких чемпионатах мира по футболу - в Мексике(1970) и в Испании (1982).
Возглавлял пресс-службу ОАО "Азерэнержи". В последние годы жизни публиковался в газете "Каспий". Он был лучшим футбольным журналистом в истории нашей страны -заслуженный журналист Азербайджана, лауреат национальных премий "Золотое перо", "Инам", премии имени Гасанбека Зардаби, член Международной ассоциации спортивной прессы, кавалера медали "Терегги" и множества почетных дипломов.
Он прожил интересную и творчески насыщенную жизнь, постоянно находясь на орбите важных общественно-политических и спортивных событий страны и мира. Спортивная журналистика для него была сферой, где он проявлял к себе и остальным особые требования. Он оставил о себе добрую память не только тем, что был чутким и отзывчивым другом для многих, но и тем, что его репортажи и зарисовки всегда отличались яркостью и оригинальностью идейного решения, вызывали живой отклик у многочисленных любителей спортивных репортажей и обзоров. Не стало талантливого и яркого человека, который, прожив немногим более 70 лет, сумел найти в жизни и профессии свою дорогу, свое место. Добрая память об Акшине Кязимзаде всегда будет жить в сердце каждого, кому посчастливилось хоть раз столкнуться с ним в жизни и профессии.
АКШИН КЯЗИМЗАДЕ - ЭПОХА ЖУРНАЛИСТИКИ
Нет ничего удивительного в том, что в один прекрасный день юного Акшина Кязимзаде потянуло к сочинительству, поскольку он изначально принадлежал, так сказать, к "группе риска". Его дед по отцовской линии, один из немногих, владеющих русским языком в Баку той эпохи, писал блестящие докладные на имя патрона своего Гаджи Зейналабдина Тагиева, лично переписывался с Львом Николаевичем Толстым, гостил у великого писателя в Ясной Поляне и однажды даже получил в подарок от него полное собрание сочинений 1912 года с автографом "Моему другу, татарину Александру Ахметьевичу Казымову" (его настоящее имя - Али Искендер Гаджи Ахмед оглу Кязимов). Брат Али Искендера Кязимова - известный журналист своего времени Самед Мансур издавал революционную газету "Гуммет", но более известен был как поэт. С тех пор, конечно, прошло много лет, и однажды 19-летний студент АзИИ (ныне - Бакинская нефтяная академия) Акшин Кязимзаде пришел в редакцию газеты "Молодежь Азербайджана" и, едва переступив порог, понял, что нашел, наконец, собственное призвание. Возможно, в этот момент, определившись окончательно с выбором профессии, единственный сын известного в ту пору ученого Зеки Кязимзаде разрушил все отцовские надежды. Но так сложилось, что он оказался в окружении людей, чутких до молодых дарований: Адиля Сеидбейли, возглавлявшего отдел в "Молодежке", Александра Васильевича Кикнадзе, заведовавшего отделом "Бакинского рабочего" и собкора "Советского спорта" по Азербайджану, а позже - Владимира Андреевича Новоскольцева - главного редактора "Советского спорта". Именно этим ярким личностям Акшин Кязимзаде будет благодарен всю свою жизнь, публикуя материалы в газете "Гюнай", например, о великих азербайджанцах ХХ века Ниязи и Рашиде Бейбутове, Тофике Бахрамове и Сали Сулеймане, и очерки об участниках марсельпрустовской анкеты в возрожденном "Каспiи", не говоря уже о спортивных репортажах, всю необычность подачи которых, всю глубину проникновения в тему неустанно подсказывал ему Александр Васильевич.
Начало 90-х. Главному редактору газеты "Идман-Спорт" Акшину Кязимзаде предлагают уйти с занимаемой должности "по собственному желанию". Ситуация знакома до боли, не правда ли? Сегодня этот период многие вспоминают как страшный сон - страна в полном цейтноте, и многие известные представители общественности, став жертвой политического слабоумия ура-патриотов, оказались на обочине жизни. Впрочем, тогда же известный на всем постсоветском пространстве спортивный комментатор возглавил предложенный ему Департамент международных связей новосозданной АФФА и начал оформлять загранпаспорта футболистам в МИДе, выбивать визы в зарубежных посольствах, но параллельно он ежедневно публиковался в газете "Сехер", а позже возглавил учрежденный еженедельник AFFA NEWS. Потом была всем хорошо известная газета "Панорама" и должность завотделом спорта и криминальных новостей и очень скоро - главного редактора этой газеты. Затем - ИА Trend , где он также занимал должность главного редактора, и вскоре Акшин муаллиму предлагают создать и возглавить пресс-службу в "Азерэнержи", но его журналистская деятельность продолжается в газетах "Гюнай", "Наш век", "Зеркало", "Вышка", "Бакинский рабочий", "Каспiй".
Особым ракурсом в творчестве А.Кязимзаде выделяется его очерк "Командировка на войну", тонко сплетенный из чудовищных реалий Шуши, Кяльбаджара, Агдама, Ходжалы, Ханкенди... Публикация состоялась, но, несмотря на это, в душе автора остался тяжелый осадок от всего не до конца высказанного...
Вслед за этим срочный материал о вопиющем факте - попытке угона самолета, который должен был приземлиться в Баку. Аэропорт Бина, спецназовцы МВД в малиновых беретах, офицеры знаменитой "Альфы", подпись председателя КГБ Азербайджана и членов ЦК КП и многое другое, что осталось "за кадром" создания этого материала, а в редакцию он вернулся уже в полночь...
Истинной эпопеей в журналистских кругах стала история с его статьей о "человеке-невидимке". В "Бакинском рабочем" было опубликовано интервью с легендарным Керимом Керимовым, но до этого пришлось с помощью многочисленных друзей обходить бастионы ЦК КПСС и КГБ СССР в Москве и Главлита в родном Баку. Эта публикация вышла в свет спустя всего день, после того как Центральное телевидение впервые представило всей стране председателя Государственной комиссии по полетам в космос, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда, генерал-лейтенанта Керима Керимова.
Впрочем, Акшин муаллим старательно отстукивал материалы на своей неизменной "Эрике", обошедшей с ним четыре Олимпиады, несколько мировых и европейских чемпионатов по футболу и хоккею, борьбе и волейболу, шахматных матчей и фестивалей культуры.
Небольшой перерыв в работе он сделал только по случаю собственного 70-летнего юбилея и в интервью ответил на вопросы.
- Акшин муаллим, с высоты вашего возраста легче оценить наши далеко не простые реалии. Хотелось бы вам что-либо изменить в них?
- К сожалению, многое, и прежде всего - нынешнюю чудовищную девальвацию ценностей, которая одинаково проявляет себя как в журналистике, так и других сферах нашей жизни. Я бы очень хотел возродить давно забытую принципиальность позиции журналистов, да и не только журналистов, но и людей прочих профессий. Главное для человека - это не признавать никаких компромиссов с совестью, в противном случае трудно прогнозировать хорошее будущее для нашего общества.
- Вы более полувека представляете славную когорту служителей пера. Часто ли вам приходилось на этом нелегком пути прощать своих обидчиков?
- Приходилось. И не раз, поскольку я убежден, что в каждом из нас обязательно должна присутствовать эта важная способность - прощать. А если кто-то и заслуживает кары, то наказать его может только Всевышний.
- Вы верите в Бога?
- Верю, безусловно. Рано или поздно человек все равно приходит к познанию Бога. Дело в том, что я - воспитанник советской школы, и соответственно в моем формировании немалую роль сыграли все постулаты навязанного в ту эпоху обществу советского атеизма. Но я и тогда был уверен, что в каждом человеке должна жить вера в нечто святое, без которой он может попросту превратиться в безнадежно обезличенного негодяя. Рад, что сегодня в нашем обществе так много верующих людей, особенно среди молодого поколения.
- Стало быть, определенный оптимизм по поводу будущего нашего общества уместен?
- Лично я настроен довольно оптимистично. Жизнь неоднократно доказывала, что в обществе во все времена, на всех этапах его развития хороших людей было гораздо больше, чем плохих. Поверьте, это имеет место и в наших реалиях, просто порядочных людей замечают меньше, потому что они не пытаются во что бы то ни стало выделиться, привлечь к себе внимание. Известно, что сегодня наш социум более чем неоднороден, и тому есть весьма серьезные причины, но я верю, что очень скоро все возвратится на круги своя, верх возьмет плеяда честных, порядочных людей, не способных мириться с невежеством, примитивизмом, бездарностью и самоуправством.
Говорят, что у каждого журналиста должен быть свой почерк. У Акшина Кязимзаде он выработался уже давно. И даже если не обращать внимания на авторскую подпись, уже после прочтения первого абзаца можно понять, что эту статью писал мэтр.
-Сложно перечислить, сколько статей вы написали и отредактировали за свою карьеру. Но очень хотелось бы услышать о тех материалах, которые запомнились.
-Да, материалов было много. Среди них были и те, запомнившиеся на всю жизнь. Дело в том, что я, будучи руководителем газеты, никогда не "резал" материалы, старался сделать все возможное, чтобы хорошая статья пошла целиком.
Помню, как однажды, в 11 часов вечера, по телевидению объявили, что одной роженице очень плохо, и ей требуется кровь редкой группы. Была зима, погода лютовала, но, несмотря на это, я сразу же вызвал Хадиджу Ордуханову и отправил ее в час ночи в больницу сделать материал. Статью подготовили, назвали ее просто, но по существу - "Срочно требуется кровь" и поставили на первую страницу.
Что касается спортивных материалов, то я всегда старался не упустить новость. Ведь не будешь дожидаться утра, чтобы сделать материал с чемпионом? Как узнавал, сразу же, несмотря на ночь, находил чемпиона и публиковал о нем информацию или же материал. Иногда приходилось исправлять ошибки других, пусть даже с момента ее совершения прошло немало времени.
-К примеру...
-Я ушел из "Спорта" в 1987 году и вернулся четыре года спустя. И вот перелистываю страницы газет, выпущенных без меня, вижу материал о дзюдоисте, который выиграл Спартакиаду. И как вы думаете, где? На четвертой странице, рядом чуть ли с некрологами. Вызвал Гюндуза Джафарова и отправил его к дзюдоисту, подготовили материал и поставили на первую полосу. Или же узнаю, что материал о победе шахматистки Илахи Гадимовой пошел на третьей странице на смехотворные 30 строк. Снова вызываю Джафарова, отправляю его в Гянджу для интервью. Помню, как однажды реабилитировали нашего тяжелоатлета Эльхана Сулейманова, который, выступая за сборную СССР, попал в неприятную историю. Его сделали чуть ли не антигероем. К нам даже приезжал его отец с просьбой спасти репутацию его сына. На сей раз пришлось отправиться в Сумгайыт, выйти через родственников на Эльхана и сделать материал.
-Я помню вашу статью, опубликованную в "Зеркале", о том, как вы встречались с президентом ФИФА Жоао Авеланжем. Признаться, взять такое интервью и у такого человека было супержурналистской работой.
-А вот был человек, которому это не понравилось. Гуляю как-то на бульваре, и меня встречает академик, не хочу называть его имени. И вот этот уважаемый человек говорит мне: "Что ты написал, какие-то пирожки приносили Авеланжу". Не представляете, как я вышел из себя. "Во-первых, я говорил там про гутабы, которые принесли Авеланжу, - сказал я. - А во-вторых, о чем я должен был говорить Авеланжу, об успехах азербайджанского футбола в 50-е годы?"
-Знаю, что вы не очень-то довольны сегодняшним уровнем азербайджанской журналистики. Что, по-вашему, надо сделать для улучшения ситуации?
-Надо дать опытным специалистам возможность руководить. Надо пресекать тот бред, который зачастую можно увидеть на страницах многих газет. Помню, я внимательно читал газету вплоть до последней строки, чтобы не прокралась ошибка. Не дай Бог, чтобы журналист допустил одну ошибку! В гонорарной ведомости писалось: "Из-за ошибки отказать в гонораре". Есть в сегодняшней журналистике и другие отрицательные элементы. Я говорю о взятках. В наше время нельзя было брать даже 20 копеек. Когда наши корреспонденты ездили по районам, я просил их обедать за свой счет, не позволять, чтобы за них кто-то платил. Давал понять, что увеличу гонорар, лишь бы они не взяли чужого рубля.
-Есть еще одна тенденция, которая мешает сегодняшней журналистике. Между СМИ иногда идут такие "разборки", что словами не описать. Особенно это касается русскоязычных и азербайджаноязычных СМИ.
-В мое время русскоязычные журналисты были сильнее, ведь они по большой части читали российские СМИ. А что могли читать на азербайджанском языке? Ничего особенного. Хотя были некоторые азербайджаноязычные журналисты, которых можно назвать классиками своего жанра. К примеру, Рафаэль Нагиев - первый замредактора "Коммуниста" или тот же Валид Санани. Что касается "разборок", то думаю, это происходит из-за недостатка воспитанности и профессионализма. Мы все едим из одного котла. Лучше бы думали о том, как работать без блокнота и диктофона. Диктофон не должен быть главным оружием. Вот недавно поговорил с Фуадом Ахундовым, просто гуляя два часа по саду. Когда вышел материал, он удивился тому, как я запомнил имена и даты. Журналист должен уметь слушать и запоминать.
-Сегодняшняя журналистика стала более скандальной...
-Спорт - столкновение нравов и интересов. Это должны знать все. Была бы моя воля, запретил бы Интернет. Как же можно использовать чужие статьи, выставленные в Интернете, в своем материале? И еще журналист должен следить за собой, а то иногда увидишь таких, что даже разговаривать с ними не хочешь...
Редакция ИА TREND выражает глубокое соболезнование родным и близким Акшина Кязимзаде. Allah rəhmət eləsin!
В статье использованы материалы с сайтов www .kaspiy .az, www .zerkalo .az .