...

Керим Керимов сильно рисковал, но спас жизнь орбитальной станции "Салют" - Владимир Губарев, писатель, журналист (фото)

Интервью Материалы 13 июня 2013 10:45 (UTC +04:00)
Корреспондент Trend Life встретился в Екатеринбурге с очень интересным человеком и собеседником, писателем, научным журналистом, Лауреатом Государственной премии СССР, советником президента РАН Владимиром Губаревым
Керим Керимов сильно рисковал, но спас жизнь орбитальной станции "Салют" -  Владимир Губарев, писатель, журналист (фото)

Россия, Екатеринбург, 13 июня /корр. Trend Life Вугар Иманов/

Корреспондент Trend Life встретился в Екатеринбурге с очень интересным человеком и собеседником, писателем, научным журналистом, Лауреатом Государственной премии СССР, советником президента РАН Владимиром Губаревым.

Более 30 лет Владимир Степанович работал журналистом в газетах "Комсомольская правда" и "Правда", освещая актуальные вопросы науки и освоения космоса.

И куда только не забрасывала судьба этого человека! В 1981 году он сопровождал канадских геологов в Апатитах и Хибинах, а 26 апреля 1986 года первым из журналистов оказался на месте Чернобыльской аварии - уже через несколько часов после серии взрывов. Под впечатлением от увиденного он написал пьесу "Саркофаг", которая была поставлена в 56 театрах мира и имела огромный успех. В Великобритании пьеса была отмечена театральной премией имени Лоуренса Оливье. В 1988 году большой общественный резонанс имела статья Губарева "Сады Ватикана", где впервые в советской партийной периодике сочувственно освещалась история римско-католической церкви.

Губарев - автор шести пьес (все они были поставлены на его родине и за рубежом), множества интеллектуальных и научно-популярных работ по проблематике освоения космоса, научного прогресса, ответственности науки и учёных перед человечеством. В серии "Судьба науки и учёных России" вышло 14 книг автора. На канале "Культура" российского РТР Губарев вёл цикл передач "Реальная фантастика". По мотивам его повести "Легенда о пришельцах" снят фильм "Корабль пришельцев".

Владимир Степанович рассказал Trend Life о работе с легендарной личностью, генерал-лейтенантом авиации, Героем Социалистического Труда, лауреатом Сталинской, Ленинской и Государственной премий, председателем Государственной комиссии по пилотируемым полетам Керимом Керимовым, которая переросла в большую дружбу.

С 1965 года Керим Керимов (родился в 1917 году в Баку) руководил Главным космическим управлением в Министерстве общего машиностроения, которое занималось созданием ракетной и космической техники. В 1966 году, находясь на этой должности, он стал председателем Государственной комиссии по пилотируемым полетам, и руководил ею в течение 25 лет. Комиссия занималась госприемкой всех пилотируемых космических кораблей. В октябре 1967 года Керимову было присвоено звание генерал-лейтенанта за успешную стыковку на орбите двух беспилотных космических аппаратов ("Космос-186" и "Космос-188").

"Впервые я познакомился с Керимом Алиевичем в июне 1970 года во время запуска космического корабля "Союз-9" с экипажем в составе Андрияна Николаева и Виталия Севастьянова, - вспоминает Владимир Губарев. - В те годы я и еще несколько человек были аккредитованы на секретные мероприятия. Мы были в Крыму, в Евпатории, откуда осуществлялось управление полетом. Это сейчас огромные комнаты, а тогда мы находились в совсем небольшой комнате размером в 25 квадратных метров, в которой был большой экран на всю стену. Этот старт положил начало отработке в космосе средств, необходимых для продолжительных полётов без создания на борту космического корабля искусственной гравитации. Полёт длительностью в 18 суток - на то время абсолютный рекорд продолжительности полёта в космос. Я был постоянно на всех полетах, много времени проводил вместе с Керимом Алиевичем, много раз мы с ним летали на Байконур, обсуждали программу будущих полетов, снимали фильмы о подготовке космонавтов, отмечали удачные пуски и полеты, и эти отношения переросли в большую дружбу. Открою вам один секрет: у председателя госкомиссии был один своеобразный ритуал - перед каждым полетом он справлял малую нужду на ракету, чтобы все прошло удачно (смеется)".

По словам Губарева, Керим Керимов отличался большими человеческими качествами, но в то же время был очень требовательным в работе.

"Керимов был очень мягким человеком, душой компании, за столом всегда говорил прекрасные тосты, но на работе был очень жестким и "драконил" всех подряд, невзирая на должности, ордена и государственные награды подчиненных. У него была безумно напряженная работа, которая длилась сутками напролет, ведь Керим Алиевич отвечал за все полеты перед правительством, а также за жизнь космонавтов перед их семьями. Керимов лично отправлял в космос все экипажи космических кораблей. Именно ему, стоя на космодроме, космонавты докладывали о готовности к полету и отчитывались о выполнении задания после приземления", - рассказывает Владимир Губарев.

В 1974 году, оставаясь председателем Госкомиссии, Керимов был переведен на должность первого заместителя директора ЦНИИМАШ. В этой должности он курировал работы, связанные с запуском и эксплуатацией орбитальной станции "Мир".

В 1975 году он курировал подготовку совместного советско-американского полета "Союз" - "Аполлон". В 1979 году за успешное осуществление полетов на пилотируемые орбитальные станции Керимову была присуждена Государственная премия, а в 1987 году за создание многомодульной орбитальной станции "Мир" и обеспечение полетов на эту станцию ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

"Никогда не было так, чтобы все шло гладко и идеально. Помню, в начале 1985 года неожиданно прекратилась связь с орбитальной станцией "Салют-7", которая была выведена на орбиту в 1982 году. Ситуация была критической, потому что было неясно, что же произошло. Оставалось только гадать: взрыв, разгерметизация из-за попадания метеорита или, может быть, пожар... Фактически, "Салют-7" остался без управления в космосе, превратившись в мертвую станцию. Надо было кого-то посылать. И Керим Керимов взял на себя гигантскую ответственность, когда снял готовый к заданию экипаж, предложив вместо него других космонавтов - Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. На заседании правительственной комиссии он прямо сказал, что только эти двое справятся с заданием, и взял всю ответственность на себя. Это был огромный риск! Тем более, что летели "вслепую", а космонавты рисковали жизнью, не зная, что придется делать. Причем выход был один - ручная стыковка. Во время полета, стыковки и выполнения поставленной задачи Керимов был весь "позеленевшим" от волнения", - вспоминает Губарев.

"Союз Т-13" с командиром Джанибековым и бортинженером Савиных стартовал с Байконура 6 июня 1985 года. Стартовал в неизвестность. Через двое суток, 8 июня корабль сблизился со станцией. С первого раза состыковаться не удалось. Все дальнейшие операции по сближению космонавты проводили в полностью ручном режиме. После стыковки в ЦУПе ( Центр управления полетами) выяснили, что не работала система ориентации солнечных батарей, а это повлекло за собой отключение системы энергопитания станции.

Можно ли находиться экипажу внутри станции, не знал никто. Джанибеков и Савиных в противогазах вошли на станцию, температура в которой в это время была около семи градусов выше нуля. Очевидно, что в таких условиях проводить ремонтные работы было практически невозможно. Но необходимо было восстановить работоспособность солнечных батарей.

В своей книге "Записки с мертвой станции" Виктор Савиных вспоминал: "Для восстановления батарей надо было подключить солнечные батареи к шинам системы энергопитания. Для этого необходимо подать напряжение, а напряжения нет. Замкнутый круг. Подать напряжение от корабля можно, но, если в электрических цепях станции окажется неисправность, которая выведет из строя систему электропитания корабля, то его спуск и возвращение на Землю становятся невозможными.

Поэтому нам предстоял долгий, кропотливый труд. Путем прозвонок мы определили и исключили из дальнейших работ неисправные химические батареи. Их, к счастью, оказалось не так уж и много - две из восьми, появилась надежда, что остальные батареи воспримут заряд, если их подключить напрямую к солнечным батареям. Мы подготовили к подключению все необходимые кабели. В толстенном стволе кабелей мы нашли нужный разъем к которому подстыковали сделанный нами кабель. Пришлось голыми руками, в холоде скручивать электрические жилы этого кабеля и изолировать скрутки изолентой. Шестнадцать проводов необходимо было соединить.

И вот 10 июня первая батарея была поставлена на заряд!".

"Через неделю работы, когда не было права ни на одну ошибку, станция "Салют-7" была восстановлена, проработав после этого на орбите еще 6 лет. Впервые в мире корабль "Союз" успешно состыковался с неработающим объектом на орбите. Благодаря высокому профессионализму и героизму космонавтов и руководству Керима Керимова, удалось реанимировать "умершую" станцию. Советская космонавтика смогла еще раз доказать всему миру, что невозможное возможно. А Керим Керимов оставил неизгладимый след в советской космонавтике, и в любой книге о нем вспоминают, как о замечательном человеке", - закончил рассказ Владимир Губарев.

О человеке, возглавлявшем Государственную комиссию, впервые стало известно только летом 1987 года из газет "Правда" и "Советская Россия", когда в СССР началась перестройка. В 1991 году в возрасте 74 лет Керимов вышел в отставку, но продолжал работать консультантом ЦУПа.

Керим Керимов является автором автобиографической книги "Дорога в космос" (Записки председателя Государственной комиссии), вышедшей в бакинском издательстве "Азербайджан" на русском языке в 1995 году. Он был избран почетным членом Национальной академии наук Азербайджана.

Керим Керимов умер 29 марта 2003 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Тэги:
Лента

Лента новостей