...

Директор Московского театра сатиры: "Традиции азербайджанского характера"

Интервью Материалы 8 декабря 2017 17:10 (UTC +04:00)
"Да вы в полном порядке, а у меня директор театра – бывший начальник тюрьмы"
Директор Московского театра сатиры: "Традиции азербайджанского характера"

БАКУ /Trend Life/ - Директор Московского академического театра Сатиры, заслуженный работник культуры России, кавалер орденов "Дружба" Азербайджана и России Мамед Гусейнович Агаев, рассказал журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством Дмитрия Савельева о том, почему в Азербайджане всегда будет сохраняться русский язык и как его происхождение помогает ему быть выдающимся театральным директором.

- В 2013 году Вы были награждены орденом "Дружбы" России, а в этом году - орденом "Дружбы" Азербайджана за вклад в укрепление международных отношений. А как Вы сами оцениваете проделанную работу?

- Для меня большая честь получить эти награды. Но я расцениваю их как результат труда всего коллектива Театра сатиры, которым руковожу. То, что делаем мы все, работает на укрепление дружбы России и Азербайджана. Для нашего коллектива гастроли в Азербайджан всегда радостное событие. Раньше мы часто там бывали. Но, когда едешь в Баку, после спектакля у служебного входа – толпа народу: и молодежь, и старики стоят и ждут Александра Ширвиндта, Веру Васильеву, Алену Яковлеву… Понимаете, это окрыляет. Я до сих пор тесно связан с Азербайджаном: каждый год стараюсь бывать на родной земле. Вот уже второй год в Баку с большим успехом проходит международный фестиваль «Жара». Вы знаете, сколько людей со всего мира собираются?! В Азербайджане уделяется особое вниманию сохранению и развитию русского языка. Например, город Нахичевань, откуда я родом, там была одна русская школа, и в советские времена туда попасть очень сложно было. Я не закончил эту школу, но мой младший брат там учился. Три года тому назад ее снесли и на том же месте построили новую, шикарную, опять же русскую школу. И так не только в этом городе. Поэтому русский язык в Азербайджане был, есть и будет. Баку – русскоязычный город, здесь всегда был и будет очень популярным Русский драматический театр. Как театральному человеку, мне бы очень хотелось, чтобы азербайджанские артисты чаще приезжали с гастролями в Россию. Или наши артисты активней ездили в Азербайджан. Обмен опытом – это крайне важно. Я думаю, что отсюда все и начинается.

- Вы ведь сами также приехали в свое время в Москву за обменом опытом?

- Вы знаете, я вырос в театре и мечтал быть артистом. Но к концу школы, я решил, что артиста из меня не выйдет. Не хотел уходить в какую-то другую профессию – поступил в Бакинский институт искусств на культпросветработника, вернулся домой, в Нахичеванский драматический театр, и там начал работать администратором. Тогда были стажировки для дирижеров, для режиссеров, для художников. А для директоров не было. И когда в 79-м году все же появилась возможность стажировки, я попросил своего директора отправить меня учиться. И я попал в Москву. Со мной стажировались 28 человек со всего Советского Союза – бывшие замдиректора, завтруппы, администраторы. Сидим, рассказываем, кто у кого директор. Я говорю: «У меня директор – бывший главбух». Один говорит: «У меня бывший дирижер». Из города Николаева был замдиректора очень интересный человек, он смеется: «Да вы в полном порядке, а у меня директор театра – бывший начальник тюрьмы. Он был членом горкома партии и когда его оттуда сняли, у нас как раз умер директор – вот его нам и поставили. Заходит к нему как-то секретарша и говорит: «Товарищ директор, пришел народный артист Иванов». Он отвечает: «Введите!». Вот такие времена были (смеется).

- А в Театр сатиры Вы пришли в самое сложное для российского искусства время – накануне распада СССР. Как Вам удалось сохранить свою любовь к театру и остаться в профессии?

- Моя «история» с Театром Сатиры началась с восхищения Андреем Мироновым. Я мечтал работать там, где работает этот великий актер. А через несколько месяцев в театре начал понимать, что в труппе очень много талантливых, выдающихся, одаренных актеров. Я просто очень люблю свою работу, свой театр и свою театральную семью. Люблю видеть счастливые лица зрителей. Еще люблю, когда зрители стоя аплодируют после спектакля.

- За всю богатую историю у Театра сатиры было всего четыре директора, и Вы как раз один из них. О Вас говорят, что принадлежите к директорам "старой школы". Расскажите, пожалуйста, какие традиции этой школы Вы считаете самыми важными. И появились ли за те четверть века, что возглавляете театр, какие-то новые традиции?

- Вы знаете театр – это не просто коллектив, это семья. И, как у каждой семьи, у нас есть свои традиции. Поэтому я очень горжусь тем, что меня рассматривают в ряду всех директоров Театра сатиры. И я все-таки кавказский человек, я всегда с уважением отношусь в первую очередь к старшему поколению. И все существующие театральные традиции я сохраняю в силу своего азербайджанского характера. Что изменилось в театре? Способ продажи билетов. Сейчас никуда не надо ходить – нужен только хороший интернет. Раньше театральные кассы продавали 40-60% билетов, сейчас мы сами продаем через интернет 80% билетов. Из США люди покупают билеты на наши спектакли прямо в самолете. Это меня радует. И радует, что каждый год мы выпускаем минимум три-пять спектаклей. И, слава Богу, я считаю, что у нас самый высокооплачиваемый театр. У нас люди получают очень приличную зарплату. И текучка кадров у нас самая низкая – это тоже традиция старой школы. А главная наша традиция – в театре не должны работать нетворческие люди.

- Азербайджанцы считаются прирожденными дипломатами и славятся своим умением договариваться. Помогает ли это Вам в работе?

- Да, вы знаете, мне в этом плане повезло. Мой отец был председателем колхоза, в райкоме комсомола работал очень долгие годы. Я у него научился, как с людьми разговаривать. А он всегда говорил, что в первую очередь людям надо помогать, а потом что-то требовать. Без дипломатии директором театра не проработаешь и недели. Я до часу ночи в театре, а гастроли – вообще круглосуточная работа. А когда я знаю, что сейчас придут ко мне ругаться по какому-то поводу, то я так готовил себя, что человек забывал, зачем он пришел. Я же уже знал его проблему и начинал при нем ее решать. Человек спокойно уходит довольный.

- В одном из интервью Вы рассказывали, что любите приходить на репетиции…

- Я только что вышел из зала. Сегодня первый раз играем «Дороги, которые нас выбирают». Это танцевальный музыкальный спектакль. Там новые девочки танцуют. Я спустился туда посмотреть на них, как они танцуют, вписываются в этот коллектив или нет. Понимаете, я считаю, что директор не только хозяйством занимается. Я не представляю себя без спектакля. Читка – я первый иду туда. Есть у меня любимые места в спектаклях, я иду именно этот кусок смотрю. Я живу в театре. Выбирает пьесу художественный руководитель. Выбирают режиссеры художника. Потом мы садимся с Александром Анатольевичем Ширвиндтом и начинаем обсуждать: нужно это театру или не нужно? После этого все вопросы переходят ко мне уже. Поэтому я считаю, что директор – это творческий человек. Не творческий человек не может работать в театре директором. Я больше нахожусь в театре, чем артисты. Они играют, когда у них есть спектакль, а у меня каждый день спектакль. Я люблю, когда в театре круглосуточно кипит жизнь, люблю ездить на гастроли – видеть, что Театр сатиры любят во всем мире. На гастролях в Америке зал был на 2700, а на улице стояло еще много народа – им не хватило билетов. И вот осознание, что все эти люди пришли и надеются попасть на спектакль – вот ради таких минут хочется работать.

Тэги:
Лента

Лента новостей