...

Актуальные темы недели в Азербайджане (23-28 апреля)

Исследования Материалы 30 апреля 2012 11:55 (UTC +04:00)

Каспийский газ и предпочтения Евросоюза

Немного времени остается до того момента, когда консорциум "Шах Дениз", крупнейшего азербайджанского газового месторождения с запасами в 1,2 триллиона кубических метров, примет решение относительно Центральноевропейского (Австрия) маршрута поставок в рамках Южного газового коридора. Напомним, что выбор должен состояться между трубопроводным проектом Nabucco (Nabucco-West) и проектом SEEP (South-Eastern Europe Pipeline), предложенным ВР. Выбранный маршрут составит затем конкуренцию проекту ТАР (Транс-Адриатического газопровода), выбранному ранее в качестве маршрута доставки газа в Италию. В 2013 году из двух оставшихся проектов будет сделан окончательный выбор и тогда станет известно, куда - в Италию или в Центральную Европу, пойдет азербайджанский газ.

Отдавая должное достоинствам проекта ТАР и нисколько не умаляя его конкурентоспособность в сравнении с другими проектами транспортировки азербайджанского газа в Европу, необходимо, тем не менее, отметить некоторые моменты, связанные с газовым рынком Италии.

Итальянский газовый рынок по масштабам импорта несравним с рынками стран Юго-Восточной Европы, вместе взятых. В 2010 году Италия импортировала более 75 миллиардов кубометров газа притом, что страны Центральноевропейского маршрута поставок каспийского газа импортировали в пять раз меньше: Болгария, Румыния, Сербия примерно по 2 миллиарда, Венгрия 7,5 миллиардов, Хорватия 1 миллиард. Но и источников поставок у Италии несравнимо больше. Италия импортирует газ (трубопроводный и СПГ) из одиннадцати стран: это Алжир, Россия, Ливия, Нидерланды, Катар, Норвегия и другие (последние данные ВР за 2010 год). Страны Юго-Восточной Европы, образующие Центральноевропейский маршрут Южного газового коридора, импортируют его из одной страны - России (исключение - Венгрия, которая, в дополнение к российскому газу, в 2010 году импортировала мизерные объемы из Франции и Германии). Даже Австрия, как конечный пункт этого маршрута, во многом зависит от одного источника поставок, импортируя до 80% газа из России.

То, что итальянский газовый рынок сегодня близок к перенасыщению, особенно после того, как Ливия с октября 2011 года стала восстанавливать экспортные объемы по трубопроводу Greenstream, подтверждают многие, в том числе и итальянские специалисты. Как сообщило недавно одно уважаемое издание, спрос на газ в Италии за прошедшие месяцы этого года упал примерно на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, и на 6% по сравнению с тем же периодом 2010 года.

При этом кроме проекта ТАР существует, по меньшей мере, еще два проекта, находящиеся на стадии ожидания начала строительства, конечным пунктом которых также является Италия. Это российский Южный поток и проект GALSI из Алжира в Италию через Сардинию. Кстати, в подтверждение того, как обстоят дела на газовом рынке Италии, министр энергетики Алжира, по сообщению Reuters, заявил недавно, что проект GALSI стал вызывать серьезные вопросы в связи с падающим в Европе спросом, и его экономическая целесообразность может быть поставлена под сомнение. Партнеры хотят "знать масштаб спроса в Италии и размер рынка", говорит министр.

Конечно, все эти проекты рассчитаны на момент, когда, по прогнозам, в Европе вновь начнется рост спроса на газ. Однако столь явный дисбаланс в количестве источников поставок газа в различных регионах ЕС будет сохраняться, а строительство сети интерконнекторов, посредством которых газ можно будет в нужных пропорциях распределять уже внутри Евросоюза, дело нужное, но очень долгое.

Евросоюз не раз на высоком уровне заявлял о том, что диверсификация источников и маршрутов поставок газа является приоритетом его энергетической политики. Учитывая этот тезис, вариант поставок в Центральную Европу через уже упомянутые восточноевропейские страны (в данном контексте не принципиально, будет ли это Набукко или SEEP), возможно, является для ЕС в целом более предпочтительным, так как позволит относительно сгладить этот дисбаланс. Что же касается безупречного во многих отношениях проекта ТАР, то конечный пункт назначения может стать для него Ахиллесовой пятой.

Роль Азербайджана в возрождении азиатского золота

Рост мировых цен на золото способствует росту интереса инвесторов к возрождению золотодобывающей промышленности. Плюс истощение природных запасов золота в ведущих странах-производителях - ЮАР, США и Австралии - повлекло за собой то, что многие малые и средние доселе не изученные золотые месторождения в азиатских странах стали мишенью инвесторов. Вследствие этого все чаще из различных уголков этого региона доносятся объявления об обнаружении новых месторождений золота и активный настрой в развитии золотодобычи.

Умалчивая о двух главных азиатских золотодобытчика - Китае и Индонезии, которые продолжают укреплять свои позиции в рядах крупнейших мировых производителей, новые перспективы открылись у золотых месторождений Центральной Азии, Азербайджана и Турции.

Например, в Турции, в результате проведенных на двух месторождениях в турецком городе Кайсери 57 разведывательных работ, была обнаружена 31 тонна запасов золота. Работы по добыче золота на этих месторождениях начнутся к концу 2012 года. А само производство золота в Турции в 2011 году выросло до 25 тонн против 17 тонн в 2010 году. В 2012 году Турция планирует увеличить производство золота до 35 тонн и стать крупным производителем этого металла. Известно, что годовой спрос на золото в стране составляет 150-250 тонн.

Золото - одно из самых значимых полезных ископаемых также на территории Кыргызстана. В Кыргызстане пять месторождений золота свободны для добычи, 23 золоторудных месторождения находятся в процессе геологического изучения. Имея более двух тысяч тонн золота, Кыргызстан занимает второе место по запасам драгоценного металла в Центральной Азии, уступая Узбекистану.

Навоийский горно-металлургический комбинат (НГМК) Узбекистана, один из крупнейших в Центральной Азии производителей золота, в 2011 году увеличил экспорт золота на 28 процентов. В 2011 году выпуск золота вырос на четыре процента. По экспертным оценкам, производство золота на НГМК в последние годы составляло более 60 тонн при общей добыче этого металла в республике порядка 85 тонн. Всего же размер разведанных и подтвержденных запасов золота в Узбекистане составляет около 2,1 тысячи тонн. Общие запасы местными экспертами оценивались в количестве порядка 3,5 тысяч тонн. Следовательно, у данного государства сохраняются неплохие возможности и далее использовать свой "золотой" ресурс.

Золоторудная отрасль Казахстана обеспечена балансовыми запасами золотосодержащих руд на 30 лет. Значительная часть запасов и добычи золота приходится на комплексные золотосодержащие колчеданно-полиметаллические месторождения, из которых золото извлекается в качестве попутного компонента. Учтенные государственным балансом запасы собственно золоторудных месторождений составляют 65 процентов. В последние 15-18 лет практически на большинстве месторождений легкодоступные близповерхностные золотосодержащие руды были уже отработаны, а оставшиеся на глубине руды считались низкорентабельными.

Суммарные разведанные запасы золота в Таджикистане оцениваются в 200 тонн, прогнозные ресурсы - в 500 тонн. Республика располагает также значительными разведанными запасами (более 20 тонн) и прогнозными ресурсами (более 25 тонн) россыпного золота. Пять месторождений золота в Таджикистане готовы принять инвесторов для добычи и геологоразведки.

Что касается Азербайджана, то концу 2012 года здесь планируется добыть 7,5 тонны золота с двух золотоносных рудников - Гедабейского и Човдарского. В настоящее время на Човдарском золотоносном месторождении, расположенном на территории Дашкесанского района, ведутся подготовительные работы в связи с началом эксплуатации и завершается строительство завода.

По данным государственного статистического комитета Азербайджана, компанией Anglo-Asian Mining plc, пока что единственным производителем золота в Азербайджане, в 2011 году было добыто 1775 килограммов золота на золотомедном руднике Гедабек. Первое золото и серебро были добыты на руднике Гедабек в мае 2009 года. Добытое на месторождении золото направляется на очистку в Швейцарию. Слитки привозятся в Азербайджан и хранятся на счету правительства.

Компания Anglo Asian Mining PLC имеет права на разработку шести месторождений на юго-западе Азербайджана - "Гедабек", "Ордубад", "Гоша Булаг", "Гызыл Булаг", "Вежнали" и "Соютлу" на основе подписанного в августе 1997 года с правительством Азербайджана соглашения по типу PSA. Согласно контракту, на месторождениях планируется добыть около 400 тонн золота, 2500 тонн серебра и 1,5 миллиона тонн меди.

Согласно данным министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана, производство золота на основе обнаруженных в 2003 - 2005 годах золотоносных рудников позволило Азербайджану войти в число золотодобывающих стран. За последние годы было добыто 4,5 тонны золота.

В результате геологоразведочных работ за последние два года в Гейгельском районе Азербайджана обнаружено новое золотоносное месторождении "Тюллалар", запасы которого оцениваются в 80 тонн золота и 290 тонн серебра. В Дашкесанском районе обнаружено золотоносное месторождение "Гошгардах-Чанагчы", запасы которого оцениваются в объеме 20 тонн золота. В Шамкирском районе страны впервые в стране было обнаружено месторождение металлов из платиновой группы. В 2011 году завершились разведочные работы на месторождении Гоша в Товузском районе, сейчас ведется подготовка к добыче. Anglo Asian Mining PLC также обнаружила месторождение золота в шахтах Ордубада. Золотое месторождение было обнаружено в результате проведения компанией геологоразведочных работ на месторождениях "Пиязбаши" и "Агюрт" в Ордубаде в 2010 и 2011 годах.

Таким образом, в Азербайджане ожидается масштабное возрождение золотодобычи. Рядом со старинными шахтами планируется строительство современных золотодобывающих туннелей и заводов. Становится ясно, что не далек тот день, когда наша республика займет достойное место в ряду крупнейших поставщиков золота на мировой рынок.

Иран: нефть в обмен на продовольствие

Основной источник валюты Ирана - нефть трансформируется в источник продовольствия. Министр нефти Ирана Ростам Гасеми заявил, что Иран будет осуществлять бартер нефти и нефтепродуктов на товары первой необходимости, включая продукты питания.

Иран вынужден заключать бартерные сделки за экспортируемую нефть после введения ЕС, США и ООН экономических санкций направленных на пресечение ядерных амбиций Тегерана. Иран готов принимать платежи за нефть в золоте и даже продуктами продовольствия вместо долларов.

Так, Иран сейчас намерен получить 200-400 тысяч тонн пшеницы в обмен за нефть. В сделке будут участвовать несколько торговых партнеров Ирана. Также расчеты будут производиться поставками пальмового масла, риса, кукурузы и индийского чая.

Основными партнерами Ирана по экспорту по итогам 2010 года являются Китай (17,1 процента), Япония (10,4 процента), Индия (10,4 процента) и Турция (7,2 процента).

Но, несмотря на нахождение альтернативного способа оплаты за нефть, Иран все же потеряет много экономически торговых партнеров. Евросоюз и США продолжают усиливать давление на азиатские страны, в том числе на Китай, Японию и Южную Корею, настаивая на том, что они должны отказаться от импорта иранской нефти. Под этим давлением многие страны - крупные покупатели иранской нефти если даже не планируют отказываться, то уже намерены сократить закупки черного золота Ирана.

В итоге, в I квартале этого года Япония, Южная Корея и Китай сократили закупки на 22 процента. Индия второй (после Китая) крупнейший импортер иранской нефти, ежедневные поставки в которую составляют более 300 тысяч баррелей, что покрывает около 11 процентов потребностей страны в этом ресурсе, тоже планирует уменьшить поставки с 20 до 14 миллион тонн нефти.

Помимо всего, Иран проигрывает в качестве полученного продовольствия. А именно, вынуждено соглашаясь на бартер экспортируемой нефти, создается очень выгодная атмосфера для торговых партнеров. Так, например, поставки уругвайского риса за нефть, является эффективным способом увеличения экспорта риса страны в Иран, без жесткой международной конкуренции, что позволит ему избавиться от большого количества риса низкого качества.

К тому же, импортные товары для Ирана дорожают по мере девальвации национальной валюты. Это, в свою очередь, происходит из-за сложностей с получением денег за поставки нефти, так как переводить платежи на счета иранских банков за поставки энергоносителей иностранные компании не могут из-за санкций.

Помнится, в прошлом году иранские официальные лица были очень недовольны попытками вовлечь их страну в бартерные сделки, но нужда заставила Иран отказаться от своих слов и приступить к бартеру.

Стратегический приоритет в энергетической политике Азербайджана

Развитие альтернативных источников энергии сулит в перспективе Азербайджану серьезные инвестиции. Наряду с разработкой углеводородных запасов это направление экономики также привлекательно для вложения больших объемов капитала в силу наличия благоприятных природных условий для развития возобновляемых источников энергии.

В первую очередь, в стране высок потенциал развития энергии ветра, особенно на Абшеронском полуострове, где круглый год порывы ветра колеблются в интервале от трех до семи метров в секунду, что считается идеальным для эффективной работы ветряных генераторов. Перспективно и использование энергии солнца - в Азербайджане 260-280 солнечных дней в году. В стране имеются и термальные воды, особенно в зоне Губы, и температура вод достигает порой 90 градусов. Термальные воды применяются в быту для производства тепла.

В Азербайджане развитие этой сферы только начинает набирать обороты, однако уже проделано немало работы в этом направлении, чем привлекает внимание иностранной общественности. В настоящее время с учетом использования в стране малых гидроэлектростанций доля альтернативных источников доходит до 10 процентов. Государственное агентство по альтернативным и возобновляемым источникам энергии Азербайджана министерства промышленности и энергетики планирует к 2020 году довести долю альтернативных источников энергии в общем объеме энергопроизводства до 20 процентов. На сегодня страна выделила на эти цели 90 миллионов долларов.

За короткий период Азербайджан сформулировал законодательные основы в области возобновляемой энергетики, разработал государственные программы и создал необходимые государственные структуры. В настоящее время готовится государственная программа по использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии в Азербайджане на 2012-2020 и сопутствующая ей стратегия. Все эти программы нацелены на успех. Уж больно эта стратегия напоминает по инициативе современную нефтяную стратегию Азербайджана. В рамках этой деятельности уже создан полигон с гибридными солнечными и ветряными электростанциями в местечке Гобустан для изучения возможностей альтернативных и возобновляемых источников энергии.

Совсем недавно, 24 апреля состоялось открытие завода "Азгюнтех" по выпуску солнечных модулей и LED ламп в азербайджанском городе Сумгайыте. Государственным агентством по альтернативным и возобновляемым источникам энергии отмечается, что оснащенные 60 фотоэлементами эти панели мощностью от 42 до 250 ватт будут изготавливаться на предприятии на уровне международных стандартов и стабильно вырабатывать энергию.

Необходимо отметить также важность проекта Парка высоких технологий Государственного агентства по альтернативным и возобновляемым источникам энергии, который будет создан также в Сумгайыте. На территории парка планируется построить 15 заводов, основанных на альтернативной и возобновляемой энергии и технологии эффективного использования энергии. Созданные на территории парка заводы по производству оптических линз, стекло- и базальтовых волокон, аккумуляторов и другие предприятия позволят производить в стране оборудование, необходимое для получения и использования альтернативной энергии.

Благодаря этому требуемое оборудование обойдется дешевле, кроме того, значительно упростится и его применение. LED лампы, являющиеся лампами нового поколения, отличаются экономичностью и долговечностью. Для их производства на территории парка предусмотрено также построить ламповый завод.

Но как видно, на данном этапе эта сфера в Азербайджане ограничивается только деятельностью государства. Но как сказал директор Государственного агентства по альтернативным и возобновляемым источникам энергии Аким Бадалов, развитие альтернативной энергетики в стране возможно только на принципах государственно-частного партнёрства (PPP).

Для стимулирования прихода частного сектора в эту новую для страны область экономики правительство Азербайджана уже разрабатывает механизмы поддержки, включающие преференции, субсидии, льготные налогообложение и кредитование, введена система таможенных льгот. Так, от импортных пошлин и НДС освобожден ввоз ветряных турбин, а вскоре предусматривается распространение этих льгот на остальные виды технологического оборудования для данной сферы. Ведь несмотря на благоприятные природные условия, показатели стоимости производства альтернативной энергии в разы выше стоимости производства традиционной энергии, а само производство имеет длительный срок окупаемости.

Следовательно, азербайджанское правительство в настоящее время создает почву для привлечения сюда частных инвестиций, как местных, так и иностранных компаний.

Что касается последних, то заинтересованность в осуществлении проектов в сфере утилизации отходов, строительства гидроэлектростанций, развития альтернативных источников энергии в Азербайджане, уже выразила австрийская компания PORR, у которой опыт работы в этой сфере 140 лет и которая имеет представительства в 16 странах мира. Кроме того, испанская компания Alten Group готовит технико-экономическое обоснование пилотных проектов в Азербайджане в рамках финансируемой Еврокомиссией программы реформ в сфере энергетики. Ну а через пару лет эту сферу Азербайджана будут представлять самые влиятельные и передовые компании Европы, действующие в области развития альтернативных источников энергии.

Выводы и рекомендации крупных международных энергетических организаций, таких как Международное энергетическое агентство, Международное агентство по возобновляемой энергии, Всемирный экономический совет, показывают, что мировой спрос на энергию продолжит расти, поэтому развитие возобновляемых источников энергии может стать эффективным решением для обеспечения экономического процветания.

Тэги:
Лента

Лента новостей