В Москве надеются, что схема поставок топлива для Тегеранского исследовательского реактора, предложенная Россией, США и Францией с помощью МАГАТЭ, кардинально снизит накал страстей вокруг иранской атомной программы, и призывают участников переговорного процесса "набраться терпения", передают Вести.
"У России нет свидетельств того, что Иран занимается атомными работами немирного характера. Более того, материалы МАГАТЭ по Ирану тоже не дают повода для такой озабоченности. Но кого-то эти выкладки не убеждают. Схема по Тегеранскому реактору, если удастся ее реализовать, позволит охладить эмоции и реально оценить ситуацию", - заявил замминистра иностранных дел России Сергей Рябков в интервью, которое публикует в понедельник газета "Время новостей".
Отвечая на вопрос, существует ли час "икс", до которого Тегерану надо ответить на все вопросы Запада, Рябков отметил, что "Иран ответил на очень многие вопросы и закрыл огромную часть существовавшего проблемного досье".
"Есть еще некоторые незакрытые сюжеты, и работа по ним продолжается. Интерпретация же переговорной тактики той или иной страны - вопрос политических предпочтений. Нельзя сейчас делать вид, что все осталось по-прежнему, потому что сдвиги есть, особенно с учетом последних событий. Наоборот, надо дать иранцам дополнительные стимулы. А разве можно будет это сделать, если исходить из того, что иранцы тянут время?", - сказал замминистра.
Он обратил внимание на то, что "только за один этот неполный месяц были найдены конкретные и потенциально работоспособные решения". "Такое случалось нечасто. Не исключено, что дальше процесс пойдет не столь же интенсивно. Но все должны набраться максимум терпения и сосредоточиться на наращивании динамики, появившейся благодаря усилиям стран "шестерки" и самого Ирана", - заявляет замминистра.
Он подчеркнул, что "Иран, по большому счету, демонстрирует готовность к сотрудничеству и с МАГАТЭ, и с другими. Это хороший знак".
"Этот проект - плод многосторонних переговоров, в частности, двухдневных дискуссий в Вене 19 и 20 октября. Но надо понимать, что речь идет именно о проекте. Он представлен всем заинтересованным сторонам на рассмотрение и для возможных комментариев. Иран пока официально не подтвердил свое согласие. Но мы рассчитываем, что нужный шаг будет сделан и соглашение окажется приемлемым и для иранской стороны", - заявил замглавы МИД РФ, курирующий данный проект.
Говоря о коммерческой выгоде проекта для российской стороны, замминистра подчеркнул, что "вопрос не в том, чтобы как-то заработать на этом проекте", хотя и термин "благотворительность" не применим к этой ситуации.
"Это серьезный политический и очень сложный технический вопрос. Чтобы схема сработала, требуется финансирование. Россия не спонсирует этот проект из своего государственного бюджета, и российский налогоплательщик не потратит на это ни копейки", - заявил Рябков. Он оговорился, что не хотел бы вдаваться в детали схемы, "это было бы не совсем уместно, поскольку на момент нашей беседы она еще не всеми одобрена".
Отвечая на вопрос, где в России будет проходить процесс дообогащения иранского урана, замглавы МИД сообщил, что в РФ "есть несколько объектов такого рода". "Этот вопрос будут решать специалисты "Росатома" и МАГАТЭ в контакте с другими участниками соглашения. Но пока этот аспект особо не обсуждался. В России есть все возможности для выполнения этого соглашения. Технических проблем возникнуть не должно", - подчеркнул Рябков.
"Иранцы, если согласятся на сделку, отправят в Россию для дообогащения 1200 килограммов своего низкообогащенного урана. В Тегеране, правда, уже говорят о том, что проще купить ядерное топливо за рубежом сразу, без сложных схем. Но смысл еще и в том, чтобы из Ирана ушло значительное количество обогащенного там урана. Тогда иранская ядерная программа будет вызывать меньше опасений и это остудит горячие головы в других странах. Ведь кое-кто даже не исключает нанесения военных ударов по иранским атомным объектам", - отметил замминистра.
Он подчеркнул, что "во-первых, нельзя отказывать Ирану в законном праве на мирную ядерную деятельность". "Во-вторых, международное сообщество всегда подчеркивало важность восстановления своего доверия к сугубо мирному характеру иранской атомной программы. Об этом говорят резолюции Совета Безопасности ООН, совета управляющих МАГАТЭ, а также заявления "шестерки", - отметил Рябков.
Как сообщалось, в Тегеран прибыла группа инспекторов МАГАТЭ. Они проинспектируют секретный объект в 30 километрах к северу от города Кум и в 160 километрах к югу от Тегерана. Там иранцы уже почти три года строят второй завод по обогащению урана, хотя сообщили об этом руководству Агентства только в минувшем сентябре. В течение трех дней инспекторы проверят, не предназначен ли объект для военных целей.
Параллельно с этим решается вопрос поставок топлива для Тегеранского исследовательского реактора. Россия, США и Франция с помощью МАГАТЭ разработали необычную схему для таких поставок, и 23 октября все три страны-посредника ее одобрили. Иранцы предоставят свой низкообогащенный уран для дообогащения его в России, так как им самим запрещено обогащать уран выше определенного уровня. Затем из этого сырья во Франции будут изготовлены топливные стержни для Тегеранского исследовательского реактора.
Иран обещает дать ответ на предложения "шестерки" лишь в середине этой недели.