Некоторые комментарии атташе пресс-службы министерства иностранных дел Азербайджанской Республики Гошгара Зейналова к выступлению президента Республики Армения Сержа Саргсяна в Институте Международных отношений Чатем Хаус.
Удивительно, всего каких-то 20 лет заняла у нынешнего главы Армении подготовка к выступлению экспромтом на мероприятии, имеющем значение разве что институтского характера. Сколько же времени должно пройти, чтобы президент Армении научился еще и чувствовать ответственность за содержание своего выступления, полное искажений исторических фактов и сегодняшних реалий, связанных с регионом?
Хорошо еще, что Серж Азатович пояснил, на каком поле брани он встречался с британским лордом! Думаю, сэру Робертсону наверняка было неуютно по соседству с человеком, на котором лежит бремя ответственности за жизни десятков тысяч жертв безжалостного конфликта, развязанного Арменией против Азербайджана; трагедию более чем миллиона азербайджанских беженцев и внутренне перемещенных лиц, изгнанных из собственных домов в результате этнической чистки на оккупированных территориях Азербайджана; резню, устроенную в азербайджанском городе Ходжалы; десятки и сотни разрушенных исторических, религиозных и культурных памятников; пустынные призраки, в которые превратились некогда цветущие азербайджанские города и селения Нагорного Карабаха и семи окружающих его районов, и многое другое, что выходит за рамки общепринятых терминов, таких как "ценность жизни и созидание", "гуманизм", "недопущение насилия", так активно использованных в речи главы Армении.
Серж Саргсян в своей речи вводит в оборот новый политический термин "международно признанная политическая карта отличается от реальности", который кажется достаточным для оправдания оккупации территории суверенного государства и насильственной перекройки международно признанных границ. Тогда какое же место отводит главный политик Армении нормам и принципам международного права? Или насильственное изменение границ соседнего государства, на территории которого компактно проживает армянское население, является исторической и международно признанной миссией армянских политических лидеров? Напомню, что кроме Азербайджана соседями Армении являются еще и Грузия с джавахетскими армянами, Турция с хемширами, Иран, где также "исторически" проживает армянское меньшинство. Как говорил американский режиссер Уильям Касл, "трудно быть хорошим соседом в плохом соседстве", но что поделаешь, это именно тот случай, когда именно этого соседа никто не выбирал.
Попытка обосновать претензии на территорию Азербайджана "восстановлением попранной во времена сталинской диктатуры исторической справедливости" также не выдерживает никакой критики. Существуют многочисленные документальные свидетельства о массовых переселениях царской Россией в течение 18-19 веков армян на Южный Кавказ, в том числе и в регион верхнего Нагорного Карабаха, что позволило со временем сформировать там армянское большинство. В этой связи хотелось бы напомнить, что еще в бытность СССР, в 1978 году, в селе Марага Агдеринского района был воздвигнут памятник в честь 150-летия со дня переселения в Нагорный Карабах армян. В 90-е так называемые борцы за "исторические армянские земли" благополучно уничтожили данный памятник, однако фотохроника сохранила это неоспоримое свидетельство пришлости армян на "исторические земли" Нагорного Карабаха. Серж Азатович наверняка видел этот памятники собственными глазами и знает о его существовании не понаслышке. Нелишне напомнить, что даже нынешняя столица Армении - Ереван, исторический Иреван, также была передана в подарок армянам руководством Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году как дружеский акт по отношению к соседям, у которых не было места для столицы!
Президент Армении призывает "всех быть трижды бдительными, прежде чем делать публичные заявления по проблеме Нагорного Карабаха" и опираться в этом вопросе на "подходы ОБСЕ". Для главы армянского государства данный конфликт может быть разрешен только в контексте "всех принципов международного права - права нации на самоопределение, территориальную целостность и неприменение силы", но тут же он оговаривает, что "территориальная целостность" никак не применима к нагорно-карабахскому конфликту. Интересно, как чувствовала себя аудитория в зале, когда ей говорят об исключительной возможности решения вопроса на основании заявленного принципа и уже в следующем предложении опровергается его применимость? Наверно, растерянно, ведь все-таки это речь главы государства! А как эффектно звучат слова "неприменение силы" в устах человека, руководящего страной, которая сама первой применила силу и чудовищные этнические чистки в отношении азербайджанцев как на территории Армении, так и на оккупированных землях Азербайджана, включая Нагорный Карабах! Или оккупация в исполнении вооруженных сил Армянской Республики не только Нагорного Карабаха, но и семи прилегающих к нему районов Азербайджана - это исключительный акт самозащиты и самопожертвования? Видимо, армянская сторона открывает новые горизонты в трактовках международных терминов.
Серж Саргсян задается вопросом, почему "Азербайджан мог выйти из состава СССР, а Нагорный Карабах нет?". Видимо для руководителя Армении не существуют юридических рамок, которые определяли процедуру выхода из состава СССР союзных республик. Попытки представителей армянской общины НКАО выйти из состава Азербайджанской ССР в одностороннем порядке посредством принятого без участия азербайджанских депутатов области решения от 12 июля 1988 года противоречили как Конституции Азербайджанской ССР, так и статье 78 Конституции СССР, согласно которой территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия. Данное положение было подтверждено в ряде решений Верховного Совета СССР и его Президиума, в том числе и от 10 января и 3 марта 1990 года.
Говоря же о постсоветском периоде, Азербайджанская Республика с первых же дней провозглашения своей независимости была признана всеми государствами мира и авторитетными международными организациями в тех границах, в которых она находилась в составе СССР, включающие территорию Нагорного Карабаха. Так что Серж Азатович своей философской риторикой ставил в неудобное положение аудиторию страны, официальные органы которой признают территориальную целостность Азербайджана. А ведь как искренне, наверное, старался президент Армении убедить, как он полагал, неискушенную британскую аудиторию в этом неотъемлемом праве "народа Нагорного Карабаха". Полагаю, присутствующие в зале британцы живо представили себе картину на севере своего островного государства и поежились от возможных потенциальных последствий столь пламенного призыва армянского лидера.
Руководитель Армении не позабыл предупредить и о том, что территориальные претензии его страны к Азербайджану не ограничиваются лишь Нагорным Карабахом, впереди еще и вопрос "армянской автономии Нахичевани". То, что "Великая Армения" должна простираться аж меж трех морей, мы слышали, но, оказывается, остается еще и вопрос Нахчывана, живущего, благодаря Армении, последние 20 лет в блокаде.
Серж Азатович заявляет, что "Азербайджан исчерпал кредит доверия по отношении к выживанию меньшинств". Наверное, имела место опечатка в тексте выступления главы практически моноэтнического государства. В отличие от Армении, ставшей сегодня моноэтническим государством после изгнания в начале 90-х проживавших там веками азербайджанцев и курдов-мусульман, в Азербайджане вопрос обеспечения прав национальных и религиозных меньшинств никогда не стоял и не стоит.
Мало того, сегодня в Азербайджане, за пределами оккупированных Арменией территорий, живут около 30 тысяч граждан армянской национальности, которые являются полноправными гражданами страны и пользуются всеми благами, предоставляемыми государством. Может ли армянская сторона сказать хотя бы о сотнях, я уже не говорю о тысячах, азербайджанцев, живущих в Армении? Наверное, сможет, но не захочет, так как это будут те азербайджанцы, которых армянские военные захватили и держат до сих пор в рабстве. Согласно данным Азербайджанской Государственной комиссии по делам пленных, пропавших без вести и заложников, в результате армянской агрессии на сегодня пропавшими без вести считаются 4133 человека, и об их судьбе ничего не известно. И это происходит в 21 веке в стране, руководитель которой апеллирует к идеям гуманизма и человеколюбия.
Глава Армении говорит о том, что на "Южном Кавказе продолжается гонка вооружения" и что она "крайне опасна для всех народов Южного Кавказа". Видимо говоря о Южном Кавказе, он имел в виду все три республики, находящиеся в этом регионе. То, что Армения пытается переложить собственные проблемы на плечи Азербайджана, видно и слышно с момента обретения странами региона независимости, теперь же на очереди армянской военщины стоит Грузия?
Вопрос сепаратизма в Нагорном Карабахе не является идеей армянского народа, это продукт, выработанный нынешним политическим руководством Армении и поддерживаемый представителями армянской диаспоры, далекой от повседневных проблем и чаяний своего народа как в Армении, так и на оккупированных территориях Азербайджана. К сожалению, простые люди оказались заложниками бесперспективной и недальновидной политики армянских властей, нацеленной на интерес небольшой группы людей, не задумывающейся о будущем своего народа.
Потрясает своей гениальностью и прозорливостью избранный Сержем Саргсяном в отношениях с Турцией "путь к сотрудничеству без предусловий, путь к двусторонним отношениям, который не обуславливается проблемами третьих". "Не обуславливая ... отношения признанием Турцией "геноцида армян", глава Армении идет еще дальше, изображая реверансы, в реальности делая одолжение Турции. Намекая на то, что нормализация отношений между Турцией и Арменией "может дать положительный заряд процессу карабахского урегулирования", глава Армении явно лукавит. Не впервой представителям армянской политической элиты отказываться от собственных обещаний и достигнутых договоренностей, прибегая то к "туалетной" дипломатии, а то и к другим более изощренным методам "армянской" переговорной стратегии. Конечно, вопрос выстраивания двусторонних отношений является внутренним делом любого суверенного государства, но Турции ли не знать, как поступает армянская политическая элита каждый раз, когда у нее появляется возможность "таскать каштаны чужими руками", нисколько не заботясь о взятых на себя обязательствах. Грош цена "искренним" обещаниям руководства Армении, как бы высоко они ни звучали, уж кто-кто, а Азербайджан это точно знает. Любые уступки и компромисс ни к чему, кроме ужесточения позиции, занимаемой Арменией за столом переговоров по разрешению армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, не приводят.
Умиление и вместе с тем восхищение вызывают планы руководителя Армении пригласить президента Азербайджана на "возможную" церемонию открытия армяно-турецкой границы. Наверное, в недрах канцелярии главы Армении идет кропотливая работа над подготовкой длинного списка гостей для столь занимательного мероприятия. Хорошо, что Серж Азатович использовал слово "возможную" в отношении этой церемонии, дабы не опростоволоситься в будущем. Можно пожелать президенту Армении оставаться таким же оптимистом и в будущем!
Сегодня Азербайджан, демонстрируя приверженность верховенству принципам и нормам международного права в разрешении армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, продолжает участвовать в переговорном процессе, проявляя конструктивизм и готовность к поиску выхода из сложившегося положения. Позиция Азербайджана открытая и ясная. Рамки возможных компромиссов определены и позволяют соблюсти основополагающий принцип современного международного права - нерушимость границ суверенных государств с реализацией права народа на самоопределение внутри международно признанных границ государств. Это позволит достичь взаимоприемлемого мира в регионе и решения затянувшегося конфликта, который стал причиной трагедии более чем миллиона людей. Однако Азербайджан не может позволить переговорам продолжаться следующие 15-20 лет, ясно, что сегодняшний статус-кво уже никого в мире, кроме, может быть, Армении, не устраивает. Вопрос должен быть решен в конкретных временных рамках, за пределами которых наступает опасная черта, чреватая непредсказуемым развитием событий, ответственность за которые будет нести сторона, проявившая неконструктивизм за столом переговоров - Армения.
И в заключение хочется привести слова известного британского писателя Джером Джерома, на которые навело меня выступление президента Армянской Республики Сержа Азатовича Саргсяна в Институте международных отношений Чатем Хаус - "Он охотно берет самое тяжелое бремя и безропотно взваливает его на чужие плечи". Не пора ли перестать это делать, Серж Азатович?