...

Диалог Великобритании с "Хизбалла" может укрепить позицию движения в регионе

Политика Материалы 7 марта 2009 09:01 (UTC +04:00)
Диалог Великобритании с "Хизбалла" может укрепить позицию движения в регионе

Азербайджан, Баку, 6 марта /корр. Trend У.Садыхова/
Решение британского правительства начать прямые переговоры с политическим крылом ливанской группировки "Хизбалла" может улучшить безопасность на Ближнем Востоке, и в то же время привести к усилению позиции движения внутри Ливана.
Заместитель министра иностранных дел Великобритании Билл Раммел заявил, что его страна готова к прямому диалогу с "Хизбалла", "учитывая улучшение политических отношений в Ливане за последний год", передало агентство Рейтер.
Это стало первым позитивным заявлением британского правительства в адрес ливанской группировки. В 2005 году Великобритания внесла "Хизбалла" в "список запрещенных организаций", не придав, однако, движению статуса террористической организации.
"Хизбалла" признана террористической организацией шестью государствами, в том числе США,
Канадой, Австралией.  
Британское правительство решилось на диалог с "Хизбалла", так как политическое крыло движения является частью Ливанского национального правительства, сказал Trend источник в офисе Билла Раммела, хорошо знакомый с ситуацией.
"Великобритания всячески поддерживает национальное правительство Ливана, - сказал по электронной почте источник, пожелавший остаться неназванным. - Мы хотим убедить "Хизбалла" прекратить насилие и играть демократическую и мирную роль в ливанской политике, соблюдая резолюции ООН".
Что касается прежней позиции Великобритании в отношении "Хизбалла", источник сообщил, что с 2005 года министерство внутренних дел объявило военное крыло вне закона, и с ним нет никаких связей.
"У нас нет никаких контактов с военным крылом "Хизбалла"", - сказал источник в министерстве иностранных дел Великобритании.
"Хизбалла" занимает 23 места из 128 в ливанском парламенте. Партия является основной силой сопротивления Израилю в Ливане, и имеет право на вооружение в борьбе против Израиля.
Из-за тесных стратегических и военных связей с Ираном и Сирией, "Хизбалла" считается оппозицией в прозападном ливанском правительстве, что неоднократно приводило к гражданской войне в Ливане. Последние столкновения весной прошлого года завершились подписанием соглашения о примирении в Дохе между суннитскими группировками Ливана и шиитами "Хизбаллы".
Соглашение при посредничестве эмира Катара помогло формированию национального правительства Ливана и избранию президента.
Наблюдатели считают, что изменение позиции Великобритании связано с укреплением "Хизбаллы" внутри Ливана и возможной победы на выборах в июне этого года.
Великобритания осознает реальность того, что "Хизбалла" превратилась в сильную оппозицию в Ливане с наибольшим политическим влиянием, считает Кристофер Дэвидсон (Christopher Davidson), аналитик по Ближнему Востоку британского университета Эксетер.
"Несмотря на политику сопротивления, "Хизбалла" имеет все шансы усилить свою роль в ливанском правительстве, - сказал Trend по телефону Дэвидсон. - Британия видит это и пытается расширить свои связи в регионе".
По мнению Салема Зухейири (Salem Zuheiri), главы Арабо-британского центра стратегических и гражданских исследований, политика Великобритания в отношении политических группировок на Ближнем Востоке провалилась, поэтому Лондон видит необходимость в диалоге с "Хизбалла".
"Называя политические партии террористами, Британия не добилась успеха в стратегическом партнерстве в регионе", - сказал Trend по телефону из Лондона Зухейири.
Диалог с "Хизбалла" выгоден не только Великобритании, но и ливанским оппонентам этой группировки, которые надеются ослабить военную мощь партии на предстоящих выборах, считает Зухейири.
Пока "Хизбалла" воспринимается как военная группировка, считает он, поэтому диалог с западной страной может сделать политику партии либеральной.
После получения мест в парламенте Ливана и портфеля министра энергетики членом движения, "Хизбалла" разделилась на два лагеря - военный и политический, однако, оба крыла группировки придерживаются единой цели в борьбе против Израиля.
Эксперты считают, что начало диалога с "Хизбалла" поможет решению конфликтов в регионе, и ослабит связи Ирана не только с "Хизбалла", но и с палестинским движением ХАМАС и с Сирией.
Европа сейчас больше заинтересована в диалоге с арабским миром, считает Авад Шамас (Awad Chamas), глава Европейского центра исследований по Средиземноморскому бассейну.
По его словам, это может положительно отразиться на переговорах Сирии и Израиля и помочь началу диалога с ХАМАС.
Однако это не означает, что примеру Великобритании могут последовать другие европейские страны и США.
Несмотря на то, что Великобритания идет на диалог с "Хизбалла" из-за усиления политического влияния партии, это не распространится на политику других стран ЕС на Ближнем Востоке, считает Дэвидсон.
"Франция является близким союзником [суннитской] коалиции "14 марта" и правительства [Фуада] ас-Синьоры", - сказал он.
Нидерланды также внесли "Хизбалла" в список террористических организаций. Осенью Германия ввела ограничение на вещание спутникового телеканала "Хизбаллы" "Аль-Манар". Основной причиной немецкое правительство называет антиизраильский характер программ телеканала.
Намерения Великобритании отстранить "Хизбалла" от сопротивления и террористической деятельности в регионе наивны, считает Давид Шэнкер, директор программы политики арабских стран Вашингтонского Института мира (Program on Arab Politics at The Washington Institute). По его мнению, нет разграничений между военным и политическим крылом "Хизбалла".
"Оба крыла "Хизбалла" возглавляет один человек - Хасан Насралла, - сказал Trend по телефону Шенкер. - До тех пор, пока "Хизбалла" будет совершать акты террора, преждевременно налаживать с ними связи".
Движение "Хизбалла" было создано в 1982 по идеологии иранского духовного лидера Рухоллы Хамейни. Основная цель движения - борьба против израильской оккупации палестинских территорий и южного Ливана. Организация пользуется финансовой и военной поддержкой Ирана и Сирии.
В 1992 году "Хизбалла" впервые приняла участие в парламентских выборах, получив 12 из 128 мест в парламенте, однако встретила резкое сопротивление прозападных и антисирийских политиков Ливана.
Связаться с автором статьи можно по адресу [email protected]



Лента

Лента новостей