...

Ирано-турецкое сближение невыгодно арабским странам Ближнего Востока

Политика Материалы 14 марта 2009 14:02 (UTC +04:00)

Азербайджан, Баку 13 марта / корр. Trend У.Садыхова /

Развитие отношений между Турцией и Ираном послужит укреплению роли Анкары в политических  отношениях на Ближнем Востоке, что может привести к политической изоляции арабских стран в регионе.  

"Руководство Турции, которое больше склонно к исламской политике, считает себя представителем нового "оттоманизма" на Ближнем Востоке, - сказал Trend по телефону из Лондона Гассан Аттийя (Ghassan al-Attiyyah), глава Иракского фонда развития и демократии. - Отношения Турции с Ираном дают ей больше перспектив не только в Европе, но и на Ближнем Востоке".

На этой неделе президент Турции Абдулла Гюль в ходе саммита Организации экономического сотрудничества в Тегеране заявил, что "может помочь Ирану уладить имеющиеся разногласия и помочь выйти из международной изоляции", в которой страна находится более пяти лет из-за разработки ядерного оружия, передал сайт AlJazeera.

Госсекретарь США Хилари Клинтон во время визита в Турцию на прошлой неделе заявила турецкому телевидению, что Вашингтон хотел бы видеть Анкару посредником в переговорах с Тегераном. 

Однако в воскресенье глава МИД Турции Али Бабаджан сказал, что официального предложения выступить посредником Анкара пока не получала, но готова выполнить эту роль, передал телеканал CNN TURK.

Наблюдатели считают, что Анкара намерением быть посредником в решении ирано-западных проблем хочет усилить свои позиции на Ближнем Востоке.

По мнению Маина Раббани (Mouin Rabbani), бывшего главного редактора журнала Middle East Report, Турция поставила цель построить новые отношения в регионе между арабскими странами и Ираном, которые будут отличаться от позиций США и прозападных арабских стран.

Позиция Турции уже проявляется в решении палестинской проблемы.

"Признание права ХАМАС на участие в политике Палестины показывает отличие турецких позиций от позиций других стран", - сказал Trend по телефону из Аммана Раббани.

Многие арабские страны, такие как Египет, Саудовская Аравия и Иордания, выступают против политики сопротивления ХАМАС в отношении Израиля.

По мнению Аттийя, у Турции больше перспектив в развитии отношений со странами Ближнего Востока, чем с Европейским Союзом.

"Турция понимает, что ЕС никогда не признает Анкару как равного партнера, поэтому ПСР [правящая Партия справедливости и развития] нацелилась на Ближний Восток", - сказал Аттийя.

Турция является членом Совета безопасности НАТО, и в 2004 году Еврокомиссия начала переговоры со страной о ее вступлении в ЕС.

Турецко-европейские отношения осложняет нежелание Турции признать Республику Кипр, которая в мае 2004 вступила в Евросоюз. В 1974 году средиземноморский остров был фактически разделён на греческую и турецкую части. Была создана Турецкая Республика Северного Кипра, не признанная международным сообществом, и Республика Кипр.

В прошлом году Турция выступила посредником в непрямых сирийско-израильских переговорах, однако, из-за израильской атаки по Сектору Газа в декабре-январе Дамаск прервал диалог.

Особое преимущество Турции, по мнению Аттийя, заключается в том, что она строит хорошие отношения со всеми странами Ближнего Востока, независимо от региональных споров и конфликтов.

Турция является единственной мусульманской страной, которая является военным и стратегическим партнером Израиля. Одновременно имеет хорошие связи со всеми арабскими странами.

Однако наблюдатели считают, что сближение отношений Турции и Ирана может негативно отразиться на отношениях с арабским миром.

Ведущий турецкий аналитик по Ближнему Востоку Мустафа Озджан считает, что сближение Анкары и Тегерана ослабит роль арабских стран в решении проблем региона.

"Особенно это отразится на арабо-израильских переговорах, так как это может уничтожить прежние договоренности между арабами и Израилем, - сказал Trend по телефону  из Стамбула Озджан. -  Поэтому арабы, возможно, будут препятствовать этому сближению".

Иран поддерживает шиитскую ливанскую группировку Хизбалла, которая признана террористической в некоторых европейских странах и США. Столкновения между Хизбалла и суннистским правительством Ливана неоднократно приводило к гражданской войне. Некоторые суннитские арабские страны, как Саудовская Аравия и Египет, не признают право Хизбаллы на участие в политике Ливана.

В пятницу лидер Хизбаллы Хасан Насраллах в выступлении по телевидению группировки "Аль-манар" призвал Турцию и Иран "ускорить сближение отношений", передал сайт AlJazeera.

Но иранский эксперт по ирано-турецким отношениям Ахмед Джансыз считает, что даже если улучшение связей с Турцией поможет Ирану укрепить свои позиции, это не означает изоляции соседних арабских стран.

"Для Ирана важно сохранить дружественные отношения с соседями, при этом, не отступая от своих интересов", - сказал Trend по телефону из Тегерана Джансыз.

По мнению иорданского аналитика Раббани, возможность политической изоляции для арабских стран было продемонстрировано во время решения военного конфликта в Газе, когда турецкая позиция противоречила арабским позициям.

Турция и Иран приняли участие в саммите по прекращению огня в Газе, который проходил в Катаре в январе, однако Египет и Саудовская Аравия на конференции не присутствовали.

"Это показало расхождение турецких позиций с позициями традиционных арабских стран, таких как Саудовская Аравия, - сказал Раббани. - Поэтому арабские страны будут стремиться к укреплению арабских позиций в регионе".

Однако сближение Турции и Ирана не будет протекать быстро, потому что Иран не намерен отказываться от своих принципов в отношении с Израилем, считает турецкий политолог Озджан.

В случае если Турция создаст альянс с Ираном в регионе, то это положит конец стратегическому партнерству с Европой и США.

Поэтому, по мнению Аттийя, Турция будет стремиться к смягчению иранской политики, для улучшения безопасности в регионе.

Если политика Ирана станет более умеренной, то это может улучшить ситуацию в Ираке, считает он. "Пока Турция - это единственная страна, которая может открыть окно между Ираном и арабскими странами", - добавил Аттийя.

Турция выступает посредником между Пакистаном и Афганистаном в урегулировании территориальных споров, а также между Израилем и палестинской группировкой ХАМАС для прекращения огня в Секторе Газа.  

В подготовки материала принимали участие Т.Джафаров, Р.Хафизоглу

Связаться с автором статьи можно по адресу: [email protected]

Лента

Лента новостей