...

Судья Европейского Суда от Азербайджана: Судьи должны быть прежде всего людьми, которым можно доверить судьбу человека

Общество Материалы 21 августа 2007 17:25 (UTC +04:00)
Судья Европейского Суда от Азербайджана: Судьи должны быть прежде всего людьми, которым можно доверить судьбу человека

Интервью Trend с судьей Европейского Суда по Правам Человека от Азербайджана Ханларом Гаджиевым

- Наблюдаете ли вы позитивные изменения в защите прав граждан в Азербайджане после последних реформ в судебной системе?

- Существует понятие, что права человека носят универсальный характер. Но дело в том, что они носят универсальный характер в той степени, в какой они понимаются и применяются судами государств-членов Совета Европы. Для этого, во-первых, требуется беспристрастность и независимость судебных органов. Поэтому надо приветствовать, с одной стороны, тот шаг, который делает государство в плане реформирования судебной системы. Я согласен с мнением главы Азербайджана Ильхама Алиева о том, что правовая реформа носит динамичный характер.

Совершенствуются и процедуры выдвижения кандидатов в суды и их назначения.

- Как возможно добиться независимости наших судей?

- С первого дня обретения независимости мы стремимся к тому, чтобы и судьи были независимыми и беспристрастными, чтобы они были профессионалами своего дела. Мы стремимся прежде всего к тому, чтобы судьи были людьми, которым можно доверить судьбу человека. В этом мы сталкиваемся с трудностями. Думаю, что действующая система еще не окончательно сложилась. По мере развития общества совершенствуются и судебные процедуры.

Я думал в свое время, что судьям следует дать возможность самим решать свои задачи, без вмешательства органов исполнительной власти путем создания Судебных Ассоциаций. Но государство не пошло по этому пути. Несмотря на то, что создан Совет Правосудия, имеются моменты, когда Министерство юстиции "патронирует" решение отдельных вопросов. Я задаюсь вопросом, что, возможно, был не прав. Тогда могла бы определиться другая система закрытого клуба судей, которые, решая свои проблемы, забывали бы о проблемах общества.

С другой стороны, мы пошли по пути, когда степень участия исполнительной власти в вопросах назначения судей слишком велика. Является ли это другой крайностью? Думаю, на этот вопрос ответит время.

Первая попытка в 2000 году изменения состава судей на 60 процентов не дала требуемого результата. Я вижу сегодня, что то, чего я хотел в 1992 году, когда мы только начали думать о правовых реформах в Азербайджане, могло привести к негативным последствиям. Возможно, когда у нас сложится судебный корпус, которому можно больше доверять, общество отнесется с пониманием и доверием к этому составу судей. Ведь главное - это доверие общества.

- Как бороться с коррупцией в судебной системе?

- Борьба с коррупцией в судах - это вечная проблема, особенно для молодых стран. Я прочел статью английских аналитиков, где имеются ссылки на экспертов восточноевропейских стран и был шокирован оборотом коррупции в низших судах одной из постсоветских стран. Не буду говорить какой, но это не Азербайджан. Правда, не знаю, насколько можно верить этой информации.

Согласно мировой практике судьям создаются необходимые материальные условия. Судья должен быть материально обеспечен.

Вы знаете, что мы, хоть и признаны частью Европы, имеем дело и с характерными качествами Востока. Можно столкнуться с тем, что потребности человека невозможно удовлетворить, увеличив его заработную плату.

Государство в последнее время действительно проводит меры для увеличения заработной платы. Но это не будет иметь результата, если люди, работающие судьями, не поймут, что есть пределы, выше которых государство не может их обеспечить. Поэтому человек, прошедший тесты и ставший судьей, должен понимать, что эта должность, во-первых, является для него почетной. Он получает большой авторитет в обществе и это уже привилегия.

С другой стороны, в своем обществе он является самым высокооплачиваемым, и больше этого государство ему дать не может. Если у человека ложные ценности, которые он проповедует, что невозможно проверить никакими тестами, если его сознание поддалось коррозии, никакая зарплата ничего не изменит.

- Вы назвали восточный фактор причиной ряда наших проблем. Может, мы должны поспешно интегрировать в Европу?

- Я не осуждаю, говоря о Востоке. Это вопрос культуры.

Наш Парламент намеревается в конце сентября провести в Баку конференцию. Ожидается приезд одного из судей Европейского Суда по Правам Человека. Он никогда не был у нас. Как-то этот судья в беседе со мной сказал, что оценивает культуру по культуре дорожного движения. Этот человек приедет сюда в конце сентября. У нас неуправляемое дорожное движение, которое невозможно регулировать усилиями автоинспекции или милиции. Это вопрос культуры.

Право - это тоже часть культуры. Вы мне говорите о судьях - данный вопрос также следует рассматривать в этом ракурсе. Мы всегда говорим о прецедентах. Иные даже не понимают, что это такое, чему он служит. Это элементарно. Вы знаете о судебном решении, которое было вынесено высшим судом, и у вас возник аналогичный спор. Вы обращаетесь в суд и получаете абсолютно другое решение. Таким образом многие люди, имевшие дело с этой инстанцией, престают уважать право. Поэтому важно, чтобы вышестоящие суды вырабатывали прецеденты, а нижестоящие просто ориентировались на них. Что бы не говорили о том, что закон является единственным мерилом, которым все должны руководствоваться, и я согласен с этим, но есть и решения высших судов, на которые должны ориентироваться нижестоящие суды. Задача вышестоящих судов - отменять все противоречивые решения. Естественно, все эти решения должны отвечать требованиям права и Конвенции.

- Не кажется ли Вам, что и судебная и многие другие сферы Азербайджана нуждаются в более молодых кадрах?

- Это тоже непростой вопрос. В июле в Баку был мой коллега из Словении. Он говорил, и я с ним согласен, что судебная деятельность предполагает определенный жизненный опыт. С одной стороны, я понимаю Ваш вопрос. Естественно, люди с новым сознанием, образованием, которые очень нужны. Но есть понятие судебного лидерства. Судьи, конечно, не политики. Есть политическое лидерство, которое требует харизмы и так далее. В нашей сфере работают люди, которые своим авторитетом и знанием вызывают уважение и стремление походить на них. Так образуется судебное лидерство. Чтобы стать лидером, требуется сочетание правовых знаний и жизненного опыта. Судебная деятельность требует не только знания законодательства и практики, но мудрости.

Я сказал бы так - требуется большое количество молодых кадров, но должны быть лидеры, которые смогут повести их повести за собой. Это сочетание даст нужные результаты.

Лента

Лента новостей