Азербайджан, Баку, 11 февраля /корр. Trend Э.Таривердиева/
Заявления президента Махмуда Ахмадинежада о том, что Иран обогатил уран до 20 процентов, являются политическим блефом и, скорее всего, не соответствуют действительности, считают эксперты.
"Заявления президента Ирана по ядерной программе носят лишь политический характер, не имея ничего общего с самой ядерной программой, это касается и заявлений о завершении 20-процентного обогащения первой партии урана", - сказал по телефону Trend европейский эксперт по политике Ирана Роузбех Парси (Rouzbeh Parsi).
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил в четверг, что Тегеран уже произвел первую партию 20-процентного обогащенного урана. Об этом он сказал во время выступления на многотысячном митинге, посвященном 31-ой годовщине исламской революции.
Согласно указу президента, обогащение урана с нынешних пяти процентов до 20 процентов на заводе в Натанзе должно было начаться во вторник 9 февраля.
По мнению экспертов, заявление Ахмадинежада - чистая политика и технически не имеет отношения к ядерной программе.
"В ядерной технологии мало что возможно реализовать, начав сегодня и закончив через пару дней, - сказал Парси. - Это очень сложная технология, она требует времени, чтобы осуществить задуманное".
В настоящее время основной проблемой для Ахмадинежада являются демонстрации. За последнее время он неоднократно выступал на тему ядерной программы, так как понимает, что это вызовет большой резонанс за пределами страны, считает Парси.
Заявление Ахмадинежада не отражает реальных возможностей Ирана в настоящее время, считает американский эксперт по Ирану Марк Кац (Mark N. Katz).
"Я думаю, заявление Ахмадинежада, что Иран будет обогащать уран до 20 процентов, было сделано, чтобы получить уступки от 5 +1, и не отражает реальных возможностей Ирана в настоящее время", - сказал Trend по электронной почте Кац, профессор политики департамента международных отношений американского университета Джордж Мэйсон (George Mason University).
По мнению наблюдателей, технически Иран просто не имеет возможностей для такого рода обогащения ядерного топлива.
Профессор университета Глазго (Glasko), эксперт по ядерным вопросам Рза Тагизаде сказал Trend , что если даже Иран действительно в течение трех дней обогатил 20-процентный уран в небольшом количестве, обогащенный уран находится в газообразной форме и с помощью специальной технологии должен быть превращен в твердое топливо для использования в ядерном реакторе. По его словам, в Иране нет такой технологии.
По мнению Тагизаде, Иран способен обогатить до 20 процентов только урановый газ, кроме этого, уран, обогащенный Ираном, является смешанным и нечистым. "20-процентный уран, обогащенный Ираном, сначала должны очистить, затем превратить в плоское урановое топливо или в топливо в виде трубы. Для этих двух процессов в Иране не существует технологии", - сказал Тагизаде.
По словам Каца, Washington Post опубликовала сегодня утром сообщение о том, что Иран испытывает большие трудности в обогащении урана даже до 3,5 процента, и ставит под сомнение его способность обогащать уран для медицинских целей до 20 процентов, а тем более до 90 процентов.
Однако российский эксперт по Ирану Евгений Сатановский, напротив, считает, что заявление президента Махмуда Ахмадинежада о том, что Иран обогатил уран до 20 процентов можно, конечно, воспринимать как блеф, но возможен и тот вариант развития событий, при котором Иран сейчас доделывает несколько ядерных бомб
"По косвенным данным, сейчас в Иране доделывается до трех экземпляров боеголовок на ракеты, решаются последние технические вопросы", - сказал Trend по телефону из Москвы президент российского Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
По его мнению, более вероятно, что Ахмадинежад все это время морочил голову "шестерке" и мировому сообществу, которые с готовностью поддавались на его уловки.
По словам Сатановского, то, что эксперты не признавали технический уровень Ирана достаточным для создания ядерного оружия, объяснимо. "Они ангажированы своими ведомствами и не хотят становиться алармистами. Однако на самом деле Иран вполне способен производить ядерное оружие уже сейчас", - сказал он.
Иран, который выпускает современное оборудование, в том числе турбинные лопатки для реактивных самолетов, и который получил технологии от Пакистана по линии Абдул Кадыр-хана под патронажем правительства Беназир Бхутто, однозначно более готов к производству ядерного оружия, чем, к примеру, Ливия или Северная Корея, которые почти завершили свои ядерные программы, считает эксперт.
В подготовке материала принимали участие Е. Остапенко, Д.Хатыноглу