...

Сторонники реформ в Иране стали оппозицией после президентских выборов – эксперты

Политика Материалы 25 февраля 2010 09:02 (UTC +04:00)
Реакция нынешнего правительства Ирана на события, происходящие в стране после прошлогодних президентских выборов, привела к формированию оппозиции из той части правящей элиты, которая изначально была настроена лишь на проведение реформ в рамках режима Исламской революции.
Сторонники реформ в Иране стали оппозицией после президентских выборов – эксперты

Азербайджан, Баку, 24 февраля /корр. Trend Т.Коняева/

Реакция нынешнего правительства Ирана на события, происходящие в стране после прошлогодних президентских выборов, привела к формированию оппозиции из той части правящей элиты, которая изначально была настроена лишь на проведение реформ в рамках режима Исламской революции, считают эксперты.

"Руководством Ирана была допущена самая серьезная ошибка летом прошлого года, когда они сознательно не пошли на второй этап выборов, так как однозначно во втором туре победил бы Ахмадинежад, - сказал Trend по телефону ведущий российский аналитик по Ирану Владимир Евсеев. - В этом случае можно было бы избежать тех протестов, которые наблюдаются".

На состоявшихся 12 июня прошлого года президентских выборах победу одержал Махмуд Ахмадинежад. Его основной соперник Мир Хоссейн Мусави еще до объявления официальных итогов заявил о своей победе, а позднее обвинил власти в подтасовке итогов голосования. Акции протеста недовольных результатами выборов привели к многочисленным столкновениям и жертвам среди гражданского населения. Недовольство итогами выборов вызвало волну демонстраций и митингов по всей стране, не прекращающихся по сей день.

Роберт Кэнфильд (Bob Canfield) убежден, что вне зависимости от того, какими были реальные результаты выборов, своим поведением иранское правительство полностью дискредитировало себя, в результате чего в оппозиции к правительству оказались те, кто изначально не выступал против него.

"У меня сложилось впечатление, что позиция Мусави изменилась в контексте оппозиции, - сказал Trend по электронной почте профессор университета Вашингтона Кэнфильд. - Поддержка его среди тех, кто отвернулся от правительства, возросла, после чего Мусави стал более оппозиционно настроенным. Хотя изначально он был частью элиты, поддерживающей правительство".

Мусави возглавлял правительство Ирана с октября 1981 года, когда он был назначен на пост премьер-министра Ирана новоизбранным президентом Али Хаменеи, до последнего дня президентства Хаменеи, 3 августа 1989 года.

Мусави, возможно, не разделял стремления простого народа к изменениям, когда выдвигал свою кандидатуру на пост президента семь месяцев назад, считает Реза Тагизаде.

"Он только хотел реализовать "мягкие" реформы, скорее, экономического характера, - сказал Trend по электронной почте Тагизаде, профессор университета Глазго (Glasgow). - Сейчас изменился и он сам, и желания больших перемен, но он все еще не готов действовать так, как о том просят простые демонстранты".

По его словам, сторонники реформистов верят, что "с кем-то вроде Мусави на посту президента будет легче добиться конечной цели и осуществить глубокие изменения в обществе на следующем этапе через 30 лет после Исламской революции".

"Реальность такова, что режиму Исламской революции в Иране не удалось выполнить обещания, данные им 30 лет назад, - сказал Тагизаде. - Сейчас большинство иранцев хотят увидеть начало нового периода свободы и демократии, и с их точки зрения Мусави - единственный оплот, способный защитить их требования глубоких изменений".

Исламская революция - это цепь событий в Иране в январе 1978 - феврале 1979 годов, следствием которых стало свержение шаха Мохаммеда Реза Пехлеви и установление новой администрации, которую возглавил аятолла Хомейни.

Однако эксперты сходятся во мнении, что на настоящий момент оппозиция не готова сменить действующее правительство.

Евсеев полагает, что протесты оппозиционно настроенной части населения не настолько сильны, чтобы власть решилась заменить президента, что формально может сделать Али Хаменеи.

"Но такая замена не в стиле национальных традиций, - сказал он. - Вполне возможна замена отдельных людей в правительстве. Замена правительства в целом, по-видимому, нереальна. А замена Ахмадинежада еще более нереальна, так как в таком случае Хаменеи потеряет лицо".

Кэнфильд разделяет точку зрения российского эксперта, полагая, что в настоящее время нет серьезных подвижек в направлении пересмотра конституции и реструктуризации правительства.

"Оппозиция не обладает твердой идеологией в том смысле, что у нее нет четко проработанного плана действий. Они просто возмущены, - сказал он. - Поэтому одной из слабостей этого движения является его неспособность разработать альтернативное видение того, чем заменить существующую систему".

Однако Тагизаде считает, что Иран переживает процесс формирования новой модели по смене режима, на порядок отличающейся от так называемой "вельветовой революции" Восточной Европы или цветных революций в Грузии и Украине, несмотря на существующие схожие черты между ними.

"В Иране правила игры были сформированы день за днем на улицах Тегерана и других крупных городов, - сказал он. - Абсолютно очевидно, что в Иране возникла альтернативная политическая сила, которая готова не только бросить вызов правительству в ответ на любой его выпад, но также готова сменить его".

По его словам, основной проблемой смены режима в Иране до сих пор было существование вакуума власти, которая определенно привела бы к большим проблемам при внезапной смене режима, что случилось, к примеру, в Афганистане (2001 г.) и Ираке (2003 г.). С созданием новой политической силы риск негативных последствий такой внезапной смены значительно снижается.

Одним из факторов, который может способствовать смене власти в Иране, эксперты называют возможное возникновение разногласий в рядах КСИР (Корпуса стражей Исламской революции), являющегося стержнем действующего режима.

"Перед тем как произойдут какие-либо изменения в Иране, Стражи революции должны разочароваться, - считает Тагизаде. - Это будет нелегко, но положительным моментом является то, что основная часть КСИР не придерживается того же мнения, что и их командиры. Поэтому я думаю, что КСИР разделится, и нижестоящие представители этих сил отделятся от старших по званию офицеров по мере того, как протесты будут усиливаться".

КСИР - иранское элитное подразделение, созданное в 1979 году из военизированных отрядов исламских революционных комитетов, сторонников великого аятоллы Рухоллы Мусави Хомейни. Многие выходцы из КСИРа представлены в правительстве, и их количество увеличивается. КСИР - реальная власть в обществе, которая представлена не только в административной сфере, но и в финансовом и коммерческом секторах экономики. КСИР имеет обширные экономические интересы в сфере оборонных вооружений, строительства, нефтяной отрасли.

Кэнфильд также считает, что для смены власти необходимо, чтобы такие государственные формирования, как КСИР, восстали против правительства, а это возможно только в случае возникновения волнений в рядах самих организаций.
Но, несмотря на все проблемы, существующие у сложившейся в Иране оппозиции, Тагизаде полагает, что нынешний режим в Иране обречен на падение, однако вопрос состоит в том, когда это произойдет.

"Существующий режим не может выжить в течение долго времени, но никто не смог бы сказать с уверенностью, когда это произойдет. В этом году? Возможно! В следующем году? Вероятно! Позднее? Стопроцентно!", - сказал он.

В подготовке материала принимала участие Е.Остапенко

Тэги:
Лента

Лента новостей