...

У Ирана слова расходятся с действиями – посол США в МАГАТЭ

Политика Материалы 9 марта 2011 09:00 (UTC +04:00)
Иранская ядерная программа все еще вызывает обеспокоенность международного сообщества из-за отсутствия должного сотрудничества со стороны Ирана, несмотря на все заверения иранской стороны о мирном характере его ядерной деятельности, считает посол США в МАГАТЭ Глин Дэвис (Glyn Davies).
У Ирана слова расходятся с действиями – посол США в МАГАТЭ

Азербайджан, Баку, 7 марта /корр. Trend Т.Коняева/

Иранская ядерная программа все еще вызывает обеспокоенность международного сообщества из-за отсутствия должного сотрудничества со стороны Ирана, несмотря на все заверения иранской стороны о мирном характере его ядерной деятельности, считает посол США в МАГАТЭ Глин Дэвис (Glyn Davies).

"Мы считаем, что международное сообщество справедливо обеспокоено сомнениями в том, что ядерная деятельность Ирана носит исключительно мирный характер, - сказал Trend Дэвис в интервью по телефону. - Вызывает вопросы не то, что говорит Иран, вопросы вызывает то, что Иран делает и как поступает".

Ядерная программа Ирана вызывает озабоченность с 2003 года, когда МАГАТЭ стало известно о его скрытой деятельности. В конце 2003 года Иран подписал Дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и добровольно объявил о приостановке работ по обогащению урана. Однако позже он вернулся к этой деятельности. Иран утверждает, что как участник ДНЯО он имеет полное право на использование ядерных технологий в мирных целях.

Обогащенный уран может использоваться для производства ядерного оружия. Вместе с тем, он необходим и как топливо для атомных электростанций. США и ряд других стран Запада уверены, что Иран стремится к созданию ядерного оружия и требуют предотвратить такое развитие событий.

До настоящего времени Советом безопасности (СБ) ООН для приостановления ядерной программы Ирана было принято шесть резолюций, четыре из которых предусматривают экономические и некоторые политические санкции против Ирана.

По словам Дэвиса, международное сообщество опасается, что Иран засекретил элементы своей ядерной программы, и обеспокоенность вызвана тем, что Иран отказывается сотрудничать с МАГАТЭ, чтобы позволить Агентству подтвердить мирный характер программы Ирана.

"МАГАТЭ прилагает все усилия, чтобы подтвердить мирный характер ядерной программы Ирана с 2002 года, когда иранская оппозиционная группа раскрыла наличие в Иране тайной иранской программы по обогащению урана, - сказал посол. - А в сентябре 2009 года Иран заявил МАГАТЭ о втором секретном заводе по обогащению, который находился в процессе строительства в Куме. Мы поверили этому, потому что Иран боялся, что другие уже знают о новом объекте, и они были правы на этот счет".

В 2009 году незадолго до встречи Ирана со странами "шестерки" в Женеве МАГАТЭ подтвердило получение уведомления от Ирана о строительстве на территории страны второго завода по обогащению урана без ведома международных организаций. Агентство потребовало от Ирана предоставить специальную информацию и обеспечить доступ на новое предприятие, расположенное рядом с городом Кум.

Совет управляющих МАГАТЭ осудил Иран за строительство второго завода по обогащению урана и призвал Тегеран подтвердить, что "не принималось решений о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены агентству". Тогда же и были прерваны переговоры с Ираном вплоть до 2010 года.

Дэвис считает, что оба генеральных директора - Мухаммед эль-Барадеи и Юкия Амано сообщили одно и то же: Иран не сообщает о многих необходимых деталях, в том числе о важных ядерных материалах, тестировании центрифуг и об обогащении урана.

"Иран не обеспечил своевременной информацией об установках, на которых имела или будет иметь место обработка и хранение ядерного материала", - сказал он.

Иран, по мнению Дэвиса, отказывается отвечать на вопросы МАГАТЭ или предоставить МАГАТЭ доступ к своим объектам, говорить с людьми, с которыми им нужно поговорить.

"Мы считаем, что отказ Ирана обеспечить четкие ответы на вопросы МАГАТЭ о военных ядерных исследованиях и о незаявленных ядерных объектах не дает возможности Агентству подтвердить, что все аспекты ядерной программы Ирана являются мирными, - сказал он. - Это приводит нас к выводу, что Иран представляет собой угрозу, потому что он не соблюдает своих обязательств по ДНЯО и продолжает расширять свою ядерную программу и укреплять свои возможности по созданию ядерного оружия".

ДНЯО - многосторонний международный документ, разработанный Комитетом ООН по разоружению с целью предотвратить расширение круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по договору обязательств, создать широкие возможности для мирного использования атомной энергии.

Участниками договора являются почти все независимые государства мира, за исключением Израиля, Индии, Пакистана и КНДР.

Согласно Дополнительному протоколу к ДНЯО, который подписывался в индивидуальном порядке между МАГАТЭ и каждой страной, должен обеспечиваться более свободный доступ инспекторов Агентства в те места, которые они посчитают необходимым посетить.

Кроме этого государства берут на себя обязанность представлять более подробную документацию на строительство новых ядерных объектов еще на этапе их проектирования. Допускается возможность проведения необъявленных инспекций в том случае, если у МАГАТЭ возникают какие-либо сомнения.

В конце 2003 года Иран согласился подписать Дополнительный протокол, однако этот документ так и не был ратифицирован иранским парламентом.

В феврале 2006 года президент Ирана Махмуд Ахмадинежад отдал приказ приостановить выполнение Дополнительного протокола.

Научные достижения Ирана не доказывают мирных целей ядерных разработок

По словам Дэвиса, Иран обладает широкими техническими возможностями, но все еще не было обнародовано независимого подтверждения существования объявленных Ираном ядерных достижений.

"В прошлом оказывалось, что Иран иногда преувеличивал свои возможности и свои достижения, - сказал он. - Заявления о достижениях Ирана не демонстрируют исключительно мирного характера его ядерной программы".

В феврале Иран объявил о двух своих достижениях в ядерной сфере - об освоении технологии термоядерного синтеза и о производстве новых радиоактивных лекарств.

Разработка технологии термоядерного синтеза, которая носит название IR-ECFI, началась в марте 2010 года. Технология используется также при лечении раковых заболеваний.

Новые радиоактивные лекарства для лечения онкологических заболеваний простаты и легких "Bombesin Gallium-68 (68 Ga-bombesin)" были выпущены в Центре медицинских, промышленных и сельскохозяйственных исследований в Карадже, который действует при Организации по атомной энергии Ирана.

Дэвид считает, что только МАГАТЭ может подтвердить, что ядерная деятельность носит исключительно мирный характер.

"В последнем докладе генерального секретаря МАГАТЭ Юкия Амано очень четко говорится о том, что Иран не оказывает необходимого содействия Агентству, чтобы доказать исключительно мирное использование всех ядерных материалов Ирана", - сказал он.

Дэвис добавил, что "стоит говорить не о научных достижениях Ирана, поскольку иранцы вполне способны на эти достижения, у них есть хорошие ученые, а о связи их ядерной программы с положениями, которые Иран подписал, и о том, что они присоединились к МАГАТЭ".

Экскурсия на ядерные объекты - уловка со стороны Ирана

По мнению Дэвиса, приглашение Ираном нескольких послов посетить некоторые ядерные объекты не развеяло обеспокоенности международного сообщества.

"Эта экскурсия была настоящим провалом, потому что многие послы, которых они пригласили, дали понять, что не приедут, - сказал посол. - Я не думаю, что приглашение изменило что-нибудь в отношении международных обязательств Ирана".

В начале января представитель Ирана в МАГАТЭ Али Аскар Солтанийе направил письмо с приглашением посетить иранские ядерные объекты в адрес "шестерки" международных посредников по урегулированию иранской ядерной программы, Евросоюза, "Группы -77" (G-77), а также стран Движения неприсоединения.

Среди приглашенных числились Россия и Китай, которые придерживаются стратегии "двойного пути" в отношении Ирана, а также Бразилия и Турция, которые проголосовали против новых санкций ООН в 2010 году. Такие страны, как США, Великобритания, Франция и Япония, которые проголосовали за санкции, не получили приглашения.

Иранские власти планировали продемонстрировать иностранным представителям два завода по обогащению урана в Натанзе, завод по производству тяжелой воды и исследовательский тяжеловодный реактор в Араке.

Дэвис считает, что приглашение не изменило основного вопроса, касающегося обязательств Ирана перед МАГАТЭ и международным сообществом.

"Таким образом, подготовленная экскурсия для очень немногих послов превратилась в настоящий театр, способ отвлечь внимание, - сказал он. - Это далеко не то же самое, что полное сотрудничество с МАГАТЭ".

МАГАТЭ, по словам Дэвиса, является многосторонним органом, который призван полностью обеспечить соблюдение странами своих ядерных обязательств.

"Иран пытался убедить нескольких послов МАГАТЭ в своем сотрудничестве с международным сообществом, но подавляющее большинство послов в Вене отклонили приглашение, осознав, чем оно было. По сути, это была уловка", - сказал он.

Дэвис добавил, что большинство послов, отказавшись от участия в экскурсии, сказали Тегерану, что Иран должен не устраивать экскурсии по ядерным объектам, а должен сотрудничать с МАГАТЭ.

"Иран должен предоставить необходимый доступ инспекторам МАГАТЭ для контроля и проверки его ядерных объектов и ответить на вопросы Агентства", - сказал он.

"Запад не захлопнул двери перед Ираном и протягивает ему руку"

По словам Дэвиса, последние переговоры в Стамбуле были долгими и сложными.

"Мы не питали иллюзий по поводу того, что они будут легкими, и, конечно, опыт стамбульских переговоров укрепил мнение, которое у нас было", - сказал он.

Переговоры по ядерной программе Ирана между "шестеркой" (пять постоянных членов СБ ООН - США, Китай, Россия, Франция, Великобритания - и Германия) и Ираном после 14-месячного перерыва были проведены в декабре 2010 года в Женеве. Следующий раунд обсуждений состоялся 21-22 января 2011 года в Стамбуле. На встрече председательствовала верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон.

После стамбульских переговоров Эштон в обращении к прессе сказала, что разочарована результатами обсуждений, проведенных вокруг ядерной программы Ирана.

Единственное, что сделал Иран в Стамбуле, считает Дэвис, это выдвинул предусловия для продвижения вперед: он потребовал признания своего права на обогащение урана и потребовал ликвидировать санкции.

"Эти предусловия были неприемлемыми, и все члены "шестерки" дали ясно понять, что они не могут продолжать переговоры на этой основе, - сказал он. - Иранцы потребовали, чтобы эти признания были сделаны до того, как они собирались сесть за стол переговоров. Я думаю, стамбульские переговоры изначально были обречены на провал, потому что иранцы не хотели вести переговоры без предусловий, которые были неприемлемы".

Цель усилий "шестерки", по мнению Дэвиса, заключается в том, чтобы укрепить доверие Ирана к поэтапному подходу, направить усилия на решение серьезных проблем, связанных с ядерной программой Ирана, и на выполнение им возложенных на него обязательств, неоднократно упомянутых в резолюциях СБ ООН и МАГАТЭ.

"Мы не предлагаем заставлять Иран участвовать в переговорах", - сказал он.

"Иран должен предпринять конкретные и убедительные шаги в отношении выполнения своих обязательств, - сказал Дэвис. - Мы не захлопнули двери перед ними, мы протягиваем им руку, а они продолжают отказываться подойти к этой двери и пожать нашу руку".

Тэги:
Лента

Лента новостей