...

"Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана" Пелевина уже в Баку

Культура Материалы 28 ноября 2008 13:51 (UTC +04:00)
"Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана" Пелевина уже в Баку

Общественное мнение относительно новой книги Виктора Пелевина "П5" ("Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана") сложилось моментально, только вот не одно. Читатели разделились на два полюса: первые восприняли книгу, как абсолютный самоповтор, и утверждали, что Пелевин "исписался окончательно". Другие же оценили новинку, как и все предыдущие работы автора, "на отлично".

Если же охарактеризовать книгу, в общем, то можно смело заявить, что "П5" написана в характерном для автора стиле - это настоящая пелевинская книга. Налицо главная составляющая пелевинского письма - "голое" слово, речь самой действительности.

В книгу вошли 5 рассказов, которые, в принципе, не участвуют в общей сюжетной линии, но некий общий "стержень", безусловно, выделить можно.Все они написаны собственно об одном - об извращении человеческой сущности. О том, как из обыкновенных, нормальных людей последовательно и целенаправленно делают либо настоящих монстров, либо полных уродов. Мир идеологий, в котором живут и действуют персонажи пелевинских рассказов - это мир замкнутой системы, мнимо вырабатывающей "идеи", "новизну", "будущее", а по сути гоняющей пустоту. В эту пустоту и проваливаются абсолютно все герои "П5".

Первая повесть сборника "Зал поющих кариатид" рассказывает о смышленой блондинке Лене, устроившейся в подземный развлекательный комплекс, расположенный на глубине 300 метров под Рублевкой, работать малахитовой кариатидой. Уколотая таинственным наркотиком, девушка в полной неподвижности созерцает оргии олигархов, услаждая их печальные будни дивным пением. Организаторы заведения - ФСБ и прочие силовые структуры - объясняют героине важность порученного ей задания - оказывается, таким образом она будет спасать страну от кризиса, терроризма и врагов, а также способствовать вливанию денег олигархов в отечественную экономику. В этом рассказе есть и главное, специфически "пелевинское", то, за что его и любят многие читатели - "музыка", таинственный голос, говорящий сердцу о "хрустальной чистоте", о том, что красота и гармония существуют, но они недостижимы; пронзительная грусть от того, что мир, куда тебя забросило, оказался устроенным совсем не так, как ты представлял себе в детстве, от того, что тебе приходится совершать поступки, которые ты никогда не собирался совершать...

Вторая повесть "Кормление крокодила Хуфу" аллегорически описывает отношения Пелевина с его публикой, той самой, которая теперь частенько воротит от него нос. Это ведь именно его ситуация: аудитория отправляется потреблять культурный продукт - оригинальные фокусы - и остается недовольной, временами даже разгневанной выходками артиста. Некогда большой "волшебник", чьи фокусы, ныне легко разоблачаемы и без проблем воспроизводимы, уже не смешат публику. Это ведь и есть сам Пелевин. Мир, читая новые его вещи, отчетливо видит, где пыльные декорации, кулисы, где ниточки. Не видит только, зачем все это делается...

Самая изобретательная повесть сборника "Некромент" строится как буквальная реализация метафоры "лежачий полицейский". Это микророман о каше в головах. У кого? Да, у всех. Весь мир - одна каша. "Слишком много машин вокруг", - как справедливо сказано в финале рассказа, - "и все ездят по тебе, а ты уже труп - тебя убили, ставя на тебе социальные эксперименты". Самый лаконичный рассказ сборника "Пространство Фридмана" является своего рода пародией на научную фантастику образца 1960-1970-х годов.

Завершающего же сборник "П5" "Ассасина" вполне можно отнести к категории так называемого "производственного рассказа".  Рассказывая историю жизни Али, молодого воспитанника "школы ассасинов", Пелевин наглядно демонстрирует принцип действия универсальной технологии манипулирования человеком. При помощи подобных технологий, разнящихся только формами воздействия, из десятилетнего мальчика делают идейно выдержанного убийцу. Проходят столетия, меняются идеологии, река времени смывает целые государства и народы, но методы  идеологической обработки человеческого материала остаются в своей основе неизменными. Любитель задавать "неудобные" вопросы, юный ассасин Али, убедившись в том, что обещанный наставником "рай" - не более, чем фикция, оказался единственным персонажем пелевинской книги, которому удалось выскользнуть из рук изощренных идеологических манипуляторов. Все рассказы и повести, собранные в "П5" причудливо сочетают в себе черты фантасмагории, социальной сатиры, политического памфлета, литературной пародии. Это бездна горького юмора - смешное рядом с душераздирающим.

По словам издателей, книга посвящена современной действительности и очень точно ее отражает. Вместе с тем она, вопреки названию, не о политике, а о том, что делают с людьми деньги и власть.

Приобрести книгу можно в книжном доме "Ali & Nino", расположенном по адресу ул.З.Тагиева, 19 (телефон: 493-04-12).

Виктор Пелевин, "П5" ("Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана")

Жанр: Сборник

Издательство: "Эксмо"

Дата издания: 2008 год

Серия: " Новый Пелевин"

Переплет: твердый

Страниц: 288

Содержание:

"Зал поющих кариатид" (cтр. 5-118) "Кормление крокодила Хуфу" (cтр. 119-152) "Некромент" (cтр. 153-210 )"Пространство Фридмана" (cтр. 211-230) "Ассасин" (cтр. 231-286)

Отрывки:

"Главное, вы должны помнить, что, несмотря на внешнюю... двусмысленность, скажем так, вашего труда, он так же важен, как вахта матросов подводного крейсера, который несет ядерный щит страны. А может быть, и важнее - потому что война сегодня не та, что полвека назад, и ведется совсем другими средствами. Стране нужен щит нового типа, способный защитить наши рубежи изнутри, - и держать его будете вы, девчата! К вам переходит сегодня дело Александра Невского. Это огромная ответственность, но и великая честь".

"- Как я уже говорил тебе, - сказал он, - дорога, ведущая в рай, называется "смирение". Ее особенность в том, что ты не видишь, куда она ведет на самом деле, поскольку она петляет между гор и ущелий, из которых состоит человеческая жизнь. Чтобы попасть на юг, иногда приходится долго идти на север. Чтобы подняться на высокий перевал, бывает необходимо пройти ущелье. Ради спасения приходится убивать. Понимать это и не иметь сомнений и означает идти по дороге смирения".

"То, что имеется общая форма предложения, - пишет Витгенштейн, - доказывается тем, что не может быть ни одного предложения, чью форму нельзя было бы предвидеть (т.е. сконструировать). Общая форма предложения такова: "дело обстоит так-то и так-то" (Es verhalt sich so und so). Однако доцент Иркутского педагогического института, филолог Александр Сиринд сумел опровергнуть знаменитую формулу, приведя недавно пример предложения, которое выходит за пределы начертанной австрийским философом всеохватывающей парадигмы. Оно звучит так: "Иди на ..., Витгенштейн". - Ошибка австрияка в том, что он забыл старика Шопенгауэра, - говорит ученый, - а ведь мир есть не только представление, но и воля!"

"В этот раз она узнала много нового. Оказалось, что в самом конце жизни богомол начинал летать (это было устроено природой для того, чтобы сделать его старость интересной). Во время полета на него иногда бросалась из темноты жуткая черная тень, стараясь проглотить его. В этом не было ничего страшного, даже наоборот - по какой то причине, которой Лена пока не понимала, такая гибель казалась благом. Но правила жизни были таковы, что богомолу приходилось бороться за существование и уворачиваться от летучих мышей, хаотично меняя направление полета. Поэтому в его теле была пустая полость - подобие резонатора, особое ухо тьмы. Оно служило для того, чтобы издалека замечать приближение опасности. И сейчас это ухо ощутило угрозу. Лена, наконец, все поняла".

"Теперь все бунтари, у кого пиар-менеджер грамотный. Любая свинья из телевизора говорит, что за ней ФСБ охотится, только найти никак не могут..."

"Украду лошадь, а дальше видно будет... Профессия у меня есть, инструменты с собой. А рай... Если будет на то воля Аллаха, попаду в рай и без проводников. Ну а если Аллах этого не захочет, разве сможет мне тогда помочь хоть кто-то из людей?"

"Лена успела понять, что человеческая реальность состоит не из времени и пространства, а из неизвестно чьих шёпотов, бормотаний, выкриков и голосов. Некоторые из них походили на родительские, некоторые - на голоса друзей, а произносимые ими слова дымились каким-то тягостным и смутным, но совершенно неизбежным смыслом..."

Мнения читателей:

- Новая книга Виктора Пелевина не стала для меня ни открытием, ни разочарованием, просто потому, что он всегда оставлял меня равнодушной. Постмодернистские фокусы. Некоторые считают, что без них книги Пелевина были бы лучше. С другой стороны, что бы тогда от них осталось? Так вот, фокусники берут сюжет за руку и как Алису уводят в абсурдный мир, в котором чудес много, а чувства нет.

Алиса, 35 лет

- Я про Пелевина никогда не скажу, что он меня разочаровал, ну потому что это было бы разочарование в какой-то части себя. Это, впрочем, не значит, что я не в состоянии трезво оценивать его тексты. Пелевин всегда был носителем какого-то особенного сдержанного дарования, попробуй разгляди, где у него вдохновение, а где мастерство. Но вот "П5" и рассматривать не надо - никакой халтуры, весь необходимый набор по описи читатель найдет, но в то же время там нет всего одной штуки - той практически незаметной, но однако присутствовавшей в предыдущих книгах песчинки собственного опыта и собственной тоски. И это отсутствие, не проявляя себя ни вербально, ни фактически, удивительно обедняет и искажает общую картину. "П5" похожа на репортаж, написанный главным редактором не выходя из кабинета: грамотно, умно, правдоподобно и все такое, но все-таки с чужих слов или надергано.

Арзу, 29 лет

- Кажется, Пелевин сдаёт. Кажется, кончается его великолепная отстранённость. А может быть, всё гораздо проще. Ну, надо ему писать, дабы освежить спрос на допечатки предыдущих тиражей. Так или иначе, нового в этой книге (точнее - сборнике рассказов) нет. Но сделано, конечно, мастерски - по пелевински.

Азик, 27 лет

Об Авторе:

Виктор Пелевин родился в Москве в 1962 году. Окончил Московский энергетический институт по специальности электромеханик, служил в армии, прошел курс обучения в Литинституте. С 1989 года работал штатным корреспондентом журнала "Face to Face" в течение года. С того же времени сотрудничал с различными газетами и журналами, выходящими в Москве. Несколько лет был сотрудником журнала "Наука и религия", где готовил публикации по восточному мистицизму. Автор романов "Чапаев и Пустота", "Жизнь насекомых", "Generation П", "Священная книга оборотня", "ДПП (НН)" и другие.Первое опубликованное произведение - сказка "Колдун Игнат и люди" (1989). Первая крупная публикация - повесть "Омон Ра" (1992) - сразу же сделала имя В. Пелевина одним из ключевых в современной российской словесности. За нее он получил несколько премий.

Книги Пелевина переведены на все главные мировые языки, включая японский и китайский . Пьесы по его рассказам с успехом идут в театрах Москвы , Лондона и Парижа . "French Magazine" включил Виктора Пелевина в список 1000 самых значимых современных деятелей мировой культуры (Россия в этом списке, кроме Пелевина, представлена также кинорежиссёром Сокуровым ).

Пелевин является лауреатом премий, таких как Малая Букеровская премия 1992 года за сборник "Синий фонарь", "Немецкая литературная премия имени Рихарда Шенфельда" за роман "Generation P" в 2000 году, Премия "Нонино-2001" в Зальцбурге как лучшему иностранному писателю, "Национальный бестселлер-2003" за роман "ДПП NN" и многие другие.

Спец. для Trend Life Рена Ширалиева

Связаться с автором статьи можно по адресу: [email protected] .

Лента

Лента новостей