...

Один из старейших членов еврейской общины Баку Иветта Плям...

Культура Материалы 23 сентября 2009 14:13 (UTC +04:00)
Один из старейших членов еврейской общины Баку Иветта Плям...

Накануне Рош а-Шана 5770 года профессор Азербайджанской Государственной консерватории, пианистка Иветта Григорьевна Плям была удостоена почетного звания "Заслуженный работник культуры Азербайджана". С присвоением почетного звания одного из старейших членов еврейской общины Баку Иветту Плям в ее уютную бакинскую квартиру пришли поздравить коллеги по работе, представители Хеседа "Гершон", генеральный директор культурно-спортивного общества "Маккаби-Азербайджан" Геннадий Гельман.

"Иветта Григорьевна, которой в этом году исполнилось 90 лет, по-прежнему полна созидательной энергии.
Профессор Плям является руководителем культурных программ "Маккаби-Азербайджан", ее перу принадлежат две книги воспоминаний, изданных при поддержке нашего общества: "Я вспоминаю..." и "С любовью к искусству. Иветта Григорьевна переложила для фортепиано целый цикл еврейских песен", - подчеркнул для Агентства еврейских новостей Геннадий Гельман.

"Я родилась в Баку. Мой папа был математиком, преподавал в Бакинском государственном университете, а мама посвятила себя медицине", - рассказала АЕН Иветта Григорьевна, которая и сама в годы Великой Отечественной войны работала в одном из госпиталей Баку.

Но, конечно, главным делом жизни Иветты Плям стала музыка. Блестящая пианистка, она воспитала целую плеяду музыкантов, долгое время возглавляла кафедру общего фортепиано в Азербайджанской Государственной консерватории, и сейчас, несмотря на солидный возраст, продолжает в станах этого вуза дело своей жизни.

"Я рада, что почетное звание "Заслуженного работника культуры Азербайджана" по Указу уважаемого президента Ильхама Алиева было присвоено мне накануне праздника Рош а-Шана 5770 года.

Оно стало для меня великолепным новогодним подарком. И пусть наступивший год станет добрым и сладким для всех евреев! Лехаим!" - энергично подчеркнула АЕН Иветта Григорьевна Плям, сообщает  www.aen.ru

"И.Г.Плям - из тех музыкантов, у которых свой особенный путь в искусстве". Кара Караев

...Близился к концу 1941 год. Хотя Баку находился далеко от театра военных действий, дыхание страшной войны чувствовалось повсюду: сотни тысяч жителей Азербайджана ушли на фронт, миллионы тружеников тыла обеспечивали фронт всем необходимым, а в больницах и госпиталях нашей столицы лечились тысячи солдат и офицеров. Свой вклад в победу над фашизмом внесли и работники музыкального искусства Азербайджана. В те годы Азербайджанскую государственную консерваторию (АГК) возглавлял Узеир Гаджибеков. Построенное незадолго до военных событий новое здание консерватории уже на третьи сутки войны было отдано под госпиталь. При консерватории были организованы курсы медицинских сестер, которыми руководила выпускница АГК Иветта Плям.

- Как получилось, что в 22 года вы стали таким "большим медицинским начальником?"
- В декабре 1941 года меня пригласил к себе в кабинет ректор АГК Узеир Гаджибеков. Разговор был коротким: мне сообщили, что руководство АГК решило назначить меня - выпускницу консерватории и члена ВКП(б) - руководителем медицинских курсов при консерватории. Курсы медсестер из музыкантов консерватории были организованы при содействии Красного Креста и Красного Полумесяца и были рассчитаны на пять с половиной месяцев. Занятия проводились в больнице им. Семашко, а также в госпитале, расположенном в здании консерватории. Обучали нас азам медицины преподаватели мединститута. Я помню одну интересную историю. Главврач больницы имени Семашко, профессор Джангир Абдуллаев (он читал нам лекции по терапии и сам же принимал экзамены) в нашем присутствии сказал студентам-медикам: "Если хотите стать хорошими врачами, сначала поступайте в консерваторию". Мы не только слушали лекции по фармакологии, хирургии, санхимзащите и т.д., но и проходили практические занятия в операционных, перевязочных, палатах. На курсах обучались 18 человек - студенты консерватории с разных факультетов. Труднее всего было совмещать учебу в АГК с дневными и ночными дежурствами, уходом за тяжелобольными, но патриотизм, гражданский долг и чувство ответственности для нас были превыше всего.

- Некоторые студентки АГК так и остались работать в госпиталях. У вас такого желания не возникло?
- Наши медсестры во время обучения на курсах и после их окончания работали в подшефных госпиталях. Двое из них - Елизавета Трошинская и Ева Плетницкая - в прямом смысле слова стали профессиональными медсестрами. Всю войну они работали в военных госпиталях, но потом вновь вернулись в музыку. К сожалению, их уже нет в живых. Что греха таить, тогда и у меня возникла мысль связать свою судьбу с медициной, но тяга к музыке оказалась сильнее. С 1936 года моя жизнь связана с консерваторией - сначала студентка, затем работа в музыкальной школе при АГК, а в 1945 году Узеирбек взял меня на работу на кафедру общего фортепиано, которой я руководила в разное время. С 1994 года я - профессор консерватории.

- Вы учились и работали в учреждении, возглавляемом самим Узеиром Гаджибековым. Наверное, у вас много воспоминаний о великом композиторе.
- Я вспоминаю такой случай. Из студентов и педагогов консерватории были организованы отряды ополченцев, куда входила, разумеется, и я. Мы проходили усиленную военную подготовку. От тяжести винтовки у меня сильно болело плечо, и я поняла, что сдать на отлично сессию не смогу (я была круглой отличницей). Вот и зашли с моим преподавателем Георгием Шароевым к Узеирбеку. Он нас внимательно выслушал и сказал, чтобы на следующее утро в 12 часов я была у секретаря райкома партии. И каково же было мое удивление, когда "по горло" занятый ректор ровно в 12 часов позвонил в райком партии. Я как сейчас помню, что секретарь, услышав голос Узербека, даже привстал - таким непререкаемым авторитетом он пользовался у всех. Разумеется, меня тут же освободили от военных обязанностей.

Лента

Лента новостей