...

Стрелялки, убивалки заменили детям плюшевых игрушек

Социум Материалы 7 февраля 2008 13:17 (UTC +04:00)
Стрелялки, убивалки заменили детям плюшевых игрушек

Азербайджан, Баку, 7 февраля /корр. TrendLife Севиль Исмайлова/

Дети, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире. Кроме того, изменилось качество и суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Канули в лету групповые игры. Где они - салки, казаки-разбойники, бояре, жмурки, испорченный телефон, лапта и прочие детские радости? Все они вместе со считалками, страшилками, песенками и другими формами детского фольклора сохранялись в детской субкультуре на протяжении веков, передаваясь из уст в уста. Сейчас их начинают потихоньку забывать...

Во что играют сегодня дети?

А что у наших детей сегодня? Игрушек - море. Это прибыльный бизнес взрослых, которые расширяют "игровую индустрию" день ото дня, добавляя к мягким и механическим игрушкам электронные и компьютерные. При этом к созданию своих шедевров тетеньки и дяденьки относятся намного серьезнее, как будто делают их лично для себя. Изобретая, а затем, приобретая игрушки, якобы для детей, взрослые исходят из своих потребностей, собственных неосознаваемых порой пристрастий.

Что же продается в наших магазинах и коммерческих ларьках? Ответить на этот вопрос TrendLife помог независимый психолог Даянат Рзаев, который утверждает, что во всех без исключения торговых точках (где есть отдел игрушек, - Авт.) продаются "миниатюрные" наручники и резиновая дубинка.

- Подарив любимому чаду эти "атрибуты правосудия", родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие - самый короткий путь решения проблем. А, вот, придуманные взрослыми игрушки трансформеры, похожи на бесов, демонов и монстров, вышедших из преисподней. Как родители не понимают, что это образы, способствующие демонизации детского сознания. Ведь они являются одним из факторов увеличивающихся юношеских самоубийств. Чего удивляться растущим невротическим и депрессивным состояниям детей, когда им приходится жить вместе с нечистой силой, от которой взрослые не могут (или не хотят) их защитить, - негодует Д.Рзаев.

Психолог не понимает, как родители без малейшего стеснения сваливают вину на своих чад, утверждая, что они, мол, сами выбирают такие игрушки.

- Но ведь это мы предоставили им этот выбор и подготовили почву для потребности в нем. Что касается девочек, то для них придумали другие, более изощренные игрушки. Кто не знает кукол Барби и Синди - секс-символ и воплощенную мечту общества потребления. Какие жизненные ориентации для малышки символизируют эти красавицы с женскими формами? Кто они - дочки? Подружки? Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, служанкой, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. Архетип материнства незаметно подменился архетипом блуда в контексте "безопасного секса".

Компьютерная эпидемия

Говоря о негативном влиянии современных игрушек на сознание ребенка, Д.Рзаев счел необходимым отметить, что игры с компьютером стали психической эпидемией для детей всех возрастов. Если учесть, что приобретение игровых приставок и персональных компьютеров выросло в 10 раз, и в крупных городах от 40 до 80% семей их имеют, то уже сегодня компьютерная игра, наряду с телевидением, становится серьезным фактором отрицательного воздействия на психику.

- Остановимся на некоторых "кровожадных" компьютерных играх, например, дум-образных. Это воспроизведение агрессивного лабиринта, перед которым древнегреческий миф о Тезее и чудовище Минотавре меркнет и кажется милой доброй сказкой. В такой игре чудовищ - огромное множество, они появляются каждую секунду в ужасающих обличьях (мутанты, гибриды человекороботы, мифические чудовища типа орков, гигантские насекомые, скелеты), часто с убийственно разнообразным оружием. Все они "отнимают" у игрока жизнь. Либо он, либо они - так стоит вопрос. Единственный аналог этой игры в реальной жизни - это кошмарный сон. Далее, игры-единоборства. Здесь игроку также дается возможность участвовать в компьютерных битвах, драках и сражениях, нанося увечья противнику. Летят оторванные вместе с позвоночником головы, ноги и руки, брызжет кровь, содрогаются в агонии тела. Графика в играх сравнима с телевизионным изображением, поэтому все воспринимается достаточно реально. Ребенок может играть за любого героя, в том числе и за полуобнаженную и кровожадную женщину - воительницу, а значит - бить ногами в грудь и живот, - подчеркнули наш собеседник.

- Быстро формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от игры сродни наркотической, - продолжает психолог. - Она отчуждает его от живого общения с взрослыми, сужает сферу совместной деятельности малыша и взрослого в семье. Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную со сверстниками, столь необходимую для его психического развития и личностного становления. Компьютерные игры способствуют разжиганию пагубных страстей и греховных влечений в ребенке: страсти к наживе, нечистому, нездоровому азарту, забвению добра, красоты, милосердия. А компьютерная графика, созданная на основе инокультурных образцов и моделей, отвращает от отечественных ценностей, прерывает связь с родными истоками, воспитывает презрение к национальным традициям.

Помимо компьютерных игр дети обожают узнавать мир посредством Интернета. При этом общение с "современным другом" происходит в ночное время. Часами, засиживаясь за компьютером, ребенок не понимает, что его организм быстро изнашивается. А происходит это потому, что, бодрствуя весь день и ночь, компьютер приводит к смене биологических часов.

- Поэтому до 10-11 лет, как для физического, так и психического здоровья ребенка гораздо безопаснее и полезнее играть в кубики, петь и танцевать, чем жить в "виртуальном мире", - подытожил Д.Рзаев.

Лента

Лента новостей