...

У Саудовской Аравии мало рычагов давления на будущее иракское правительство – эксперты

Арабские страны Материалы 16 апреля 2010 08:58 (UTC +04:00)

Азербайджан, Баку, 15 апреля /корр. Trend У.Садыхова/

Саудовская Аравия вряд ли будет играть ведущую роль в формировании будущего иракского правительства, несмотря на расширение диалога с различными политическими партиями, считают эксперты.

"Я не считаю, что Саудовская Аравия имеет какой-то рычаг давления, - сказал Trend Чарльз Трипп (Charles Tripp), профессор Лондонского университета, специализирующийся по ближневосточной политике. - Кто бы ни формировал правительство в Ираке, он пытается сделать спокойными отношения с соседями, в том числе Саудовской Аравией, чтобы они не создавали трудностей. Однако к манипуляции иракской политикой Саудовская Аравия останется безучастной".

Президент Ирака Джалал Талабани в своем интервью арабскому телеканалу "Аль-Арабия" заявил, что Саудовская Аравия не предпринимает никаких попыток для вмешательства в формирование будущего иракского правительства. Заявления Талабани прозвучали на фоне визита в Эр-Рияд вице-президента Тарика аль-Хашими, который также выдвинул кандидатуру на выборах, состоявшихся седьмого марта. По итогам голосования два крупнейших политических блока, возглавляемые экс-премьером Аядом Аллави и действующим премьер-министром Нури аль-Малики, получили равное число мест в парламенте.

Коалиция Аллави "Аль-Иракийя" заняла первое место по количеству голосов, однако из-за того, что ни одна партия не сможет сформировать правительство самостоятельно, предполагается, что будущее иракское руководство будет коалиционным.

Реальная конкуренция на прошедших выборах была между проарабскими и проиранскими политическими силами, считает Гассан Аттийия (Ghassan Attiyah), глава Иракского фонда развития и демократии (Iraq foundation for development and democracy).
"Все события, которые разворачиваются в Ираке после выборов, нужно рассматривать в контексте. Выборы не определили одного победителя, поэтому придется формировать коалицию, - сказал Trend Аттйия. - Иранцы истратили миллионы на эти выборы, в то время как Саудовская Аравия и другие арабские страны активно поддерживали Аяда Аллави- секулярного шиита, потому что необходимо, чтобы премьером стал шиит".

Аллави, возглавлявший переходное правительство Ирака в 2004 году, принадлежит к светской коалиции и выступает с критикой в адрес Ирана, который пытается оказать давление посредством остальных религиозных шиитских партий на формирование нового иракского правительства.

Арабские страны, по мнению Аттийя, приложили усилия, чтобы объединить политические силы в стране в период выборов, как это сделал Иран в 2008 году. Однако главным фактором остается настоящая конкуренция между проарабскими и проиранскими сторонниками в Ираке, полагает он.

"Удивительным моментов этих выборов была попытка объединить партии в Ираке. Вопрос в том, как они могут объединиться? - спрашивает Аттийя. - Конечно, каждый, кто посетит Иран или Саудовскую Аравию, заявит об их невмешательстве, однако в действительности между этими двумя сторонами развернулась настоящая борьба".

По мнению британского аналитика по иракской политике Триппа, никто из претендентов на пост премьера в Ираке - ни Нури аль-Малики, ни Джафари, ни Садр или Аллави - не хотят показать себя как проиранские политики, но в то же время они не могут проигнорировать Иран.

"Очень важно, чтобы будущее правительство Ирака не показало себя просаудовским или проиранским, иначе это будет означать политический суицид, - считает эксперт. - В то же время в Ираке хотят убедиться, что Иран не будет осложнять ситуацию, как это было при прошлом правительстве".

Нури аль-Малики, возглавляющий шиитскую партию "Ад-Даава", несмотря на хорошие отношения с Вашингтоном, в период своего премьерства воспринимался в арабском мире как политик, симпатизирующий иранским интересам. Напряженность в отношениях усилилась после обвинений Аль-Малики сирийского руководства в укрывательстве бывших баасистов - членов партии Саддама Хусейна - и причастности к организации двух крупных взрывов в Багдаде, унесших жизни свыше 100 человек.

Дипломатический скандал был решен после вмешательства Турции и Лиги арабских государств, однако аналитики считали, что это подорвало доверие арабского мира к Аль-Малики.

Аттийя различает ситуацию в Ираке до и после вывода американских войск: если во время военной кампании администрация Джорджа Буша не желала какого-либо иностранного вмешательства, то, покидая Ирак, Вашингтон нуждается в помощи своих региональных союзников и поощряет роль Иордании, Саудовской Аравии, Египта, а также Сирии, если она отдалится от Ирана.

"Нынешняя ситуация схожа с той, что была в Ливане, и в то же время отличается: если правительство Саада аль-Харири в Ливане удалось сформировать после примирения Сирии и Саудовской Аравии, то в Ираке все зависит от соглашения Ирана и саудовского королевства", - считает Аттийя.

Однако, по его мнению, ливанский пример вряд ли удастся в Ираке, потому что Иран имеет серьезные проблемы с США, связанные с ядерной программой и поддержкой "Хизбалла", поэтому не стоит ожидать быстрого и легкого разрешения политического конфликта в Ираке.

Позиция Саудовской Аравии также ослабляется недоверием большинства иракцев к политике Эр-Рияда, поэтому Иран имеет больше "карт" для влияния на политику Ирака, считает Аттийя, говоря о том, у кого больше шансов выйти победителем в этой гонке

"Позиция Ирана перспективнее и сильнее, чем у саудитов, потому что он вовлечен в ситуацию в Ираке с 2003 года. Я не вижу ближайших возможностей Саудовской Аравии, Иордании или Египта улучшить положение в Ираке, поэтому борьба займет еще длительное время", - считает Аттйия.

Лента

Лента новостей