...

Немцы идут выбирать Ангелу Меркель

Европа Материалы 26 сентября 2009 12:43 (UTC +04:00)
Если не произойдет чего-либо из ряда вон выходящего (типа скандального политического катаклизма, на что не очень похоже), то немцы 27 сентября на выборах в бундестаг снова вернут себе в руководители первую в истории Германии фрау канцлерин Ангелу Меркель. Ангела, кстати сказать, своим избранием в 2005-м «обогатила» немецкий язык: до сих пор слова «канцлерин», женский род от «канцлер», у немцев не было.
Немцы идут выбирать Ангелу Меркель

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости

Если не произойдет чего-либо из ряда вон выходящего (типа скандального политического катаклизма, на что не очень похоже), то немцы 27 сентября на выборах в бундестаг снова вернут себе в руководители первую в истории Германии фрау канцлерин Ангелу Меркель. Ангела, кстати сказать, своим избранием в 2005-м "обогатила" немецкий язык: до сих пор слова "канцлерин", женский род от "канцлер", у немцев не было.

Нынешняя предвыборная кампания в Германии получилась на редкость тусклая, словно все понимали, что как не бейся, а через канцлерин все-равно не перескочишь. Даже в восточных землях, где ее конкуренты левые и социал-демократы традиционно всегда набирали немного больше, чем в западных, дела у них обстоят не слишком обнадеживающе. По последним данным опроса Allesbach Institute, одного из ведущих центров изучения общественного мнения, который редко ошибается, христианских демократов Меркель поддерживают 30%, Левую партию Die Linke (бывших коммунистов) 27%, а SDP, основного конкурента ХДС-ХСС всего 20%.

Социал-демократам, похоже, уже мало что поможет. Даже нобелевский лауреат по литературе, известнейший немецкий писатель Гюнтер Грасс, похоже, не в силах изменить настроения германского электората. Две последние недели он беспрерывно колесит на своем автобусе "Фольксваген" по востоку, взывая к "социалистической совести" немцев. Агитирует он, между прочим, за СДП и против Левой партии, которую возглавляет его бывший друг Оскар Лафонтен. Гиперактивная агитация Грасса, правда, может принести совершенно обратные результаты социал-демократам. То тут, то там на митингах ему припоминают сделанное в 2006-м признание в том, что во время войны (Грассу 81 год) он служил в Waffen SS.

Для Меркель карты в преддверии нынешних выборов сошлись на редкость удачно, хотя, конечно, было бы совсем неправильно утверждать, что ее любят поголовно все бюргеры и бюргерши, фрау, фрейлейн, студенты, рабочие, инженеры, профессора, угольщики и т.д. По данным опросов, молодежь (от 18 до 24 лет) вообще устала от "политических стариков" ХДС-ХСС и СДП и более склонна "попробовать" левых, "зеленых" или вообще иные небольшие партии, которые идут не в русле традиционной германской политики. ХДС-ХСС из таковых полностью поддерживает только 8%, а СДП 9%. Но если бы эта категория "заказывала музыку"...

Из того немецкого населения, которому за 30 и до 50-ти, люди больше всего все-таки поддерживают консервативный союз ХДС-ХСС. При Меркель, правда, он стал таким умеренным, что уже и не скажешь, где кончается умеренность и начинается социал-демократия.

А что касается пенсионеров, то они, по причине возрастной близости фрау Меркель (в июле ей исполнилось 55), явно готовы отдать предпочтение ее Христианским демократам. За неделю до выборов главные конкуренты развернули интенсивную охоту за голосами того, что в Германии именуют "седым блоком". "Пенсионный блок" германского электората насчитывает около 20 миллионов человек. Каждому третьему голосующему в Германии 60 или за. Совершенно неспроста поэтому главными вопросами в предвыборной кампании были, не считая кризиса и безработицы, пенсии, социальное обеспечение, пенсионный возраст, медицинское обеспечение, пенсионные льготы, дома для престарелых, страховка для пенсионеров. Такой уклон в сенильность в предвыборной кампании, ясное дело, не придавал ей блеска. Но, в конце концов, зачем этот блеск нужен, если все можно сделать тихо и спокойно, консервативно, по-стариковски.

Не учтя этого, член Большой коалиции (ХДС и СДП входят в правительственную коалицию, поскольку ни одна партия не имеет большинства в бундестаге), министр финансов в кабинете Меркель, социал-демократ Пеер Штайнбрюк, например, здорово подкосил шансы социал-демократов. За неделю до выборов он возьми и скажи на одном из митингов, что за рост пенсий в Германии, в конечном счете, придется расплачиваться 25- 35-летним и что пенсионеры еще никогда не жили так хорошо, как сейчас. Получилось, что они вроде жируют за чужой счет. Штаб-квартиру СДП тут же завалили протестами. Такие вещи нельзя делать в стране, которая быстрыми темпами приближается к европейскому рекорду по соотношению пенсионеров и работающих. Если у немцев все останется как сейчас, то к 2040 году на двух работающих будет приходиться три пенсионера.

Победа Меркель, может быть, и обеспечена, но спокойная жизнь навряд ли. Дело идет к тому, что ее ХДС-ХСС выиграет с не очень большим перевесом голосов, и ему придется вступать в коалицию либо со Свободными демократами, почти "братьями по политической крови", но гораздо большими рыночниками. Либо снова входить в коалицию с Социал-демократами.

В общем, 27 сентября все будет зависеть от того, в ком немцы разочаровались больше - в канцлере Меркель или в министре иностранных дел Франке-Вальтере Штайнмайере, которому социал-демократы, как своему лидеру, поручили бороться за бундестаг и за канцлерство. Обе ведущие партии Германии от своего вынужденного, коалиционного сожительства много потеряли. Так же как и их лидеры. Многие сторонники христианских демократов были разочарованы тем, что Ангела Меркель не оправдала их надежд на "вторую Тэтчер" и вместо этого постоянно упражнялась в компромиссах, а посему и скатилась до заурядного умеренного европейского консерватизма. Это могло бы почти наверняка погубить шансы фрау канцлерин на переизбрание, если бы не "помощь" Штайнмайера. У того дела еще хуже. Штайнмайер, по убеждению многих сторонников чистоты немецкого социал-демократизма, повинен в грехах, тянущих на анафему: согласии на сокращение государственных расходов на социальные нужды, реформы на рынке труда в духе "свободного рынка" и пр. К тому же, один из немецких комментаторов недавно назвал его "клинически скучным". Прилипло. Даже в стране, где чувство юмора никогда не было национальной чертой, это кое-что да значит.

От возможности возвращения к Большой коалиции и после предстоящих выборов почти всех политиков Германии бросает в дрожь. Все понимают, что исключать ее полностью нельзя, но все знают, что в такой коалиции роль социал-демократов будет сведена до минимума, долго она не продержится, а такой шаткой стабильности в период начала экономического оздоровления стране совсем не нужно.

Для России переизбрание Меркель будет означать сохранение стабильно нормальных отношений. Фрау канцлерин в отношении России всегда отделяла политику прагматическую от эмоциональной, на манер той агрессивно-заносчивой и обиженной, которую практикует европейский восток. Она и сама не прочь покритиковать кое-какие российские "политические привычки", но прекрасно понимает, что без России (ее сырья, ее экономики, ее рынка, учета ее растущего веса в мировой политике) вести дела в мире невозможно. И поэтому в любой критике хорошо бы соблюдать меру.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend

Лента

Лента новостей