...

Китай вернулся на вершину

Другие страны Материалы 30 сентября 2009 13:55 (UTC +04:00)
1 октября – день 60-летия Китайской народной республики – самое время не для того, чтобы в очередной раз напомнить, что Китай скоро станет первой экономикой мира.
Китай вернулся на вершину

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости

1 октября - день 60-летия Китайской народной республики - самое время не для того, чтобы в очередной раз напомнить, что Китай скоро станет первой экономикой мира. Это и так уже все поняли. Сейчас куда интереснее другой вопрос - почему они, китайцы, такие умные? Почему у них все так здорово получилось? Может быть, просто повезло? Скорее - наоборот, слишком страшным был опыт Китая в 20-м веке, и многому научил.

Сколько лет Китаю как цивилизации, никто не знает, хотя есть чисто условная цифра - пять тысяч лет. Из которых можно с уверенностью проследить три тысячи, 30 веков развития одной и той же цивилизации по синусоиде - спад-подъем. Таких древних и непрерывно развивающихся больших цивилизаций в мире всего-то штуки три - Иран, Индия, Китай, судьба прочих (например, Рима) более печальна. Но сегодня никто не празднует пятитысячелетие Китая - речь о последних 60 годах. Так вот, 1 октября 1949 года для всех китайцев - это не создание чего-то принципиально нового, а начало очередного возрождения вечного китайского государства.

Каждая нация требует привилегии быть самой-самой - в том числе самой несчастной. Распад какой империи можно считать величайшей геополитической катастрофой 20-го века? Британской в его середине? Но хотя бы ее центр, сама Британия, остался в сохранности, как и Россия в конце века. У Китая такого счастья не было. С учетом численности населения ни одна нация не пережила потрясений и массовых бедствий такого масштаба, как Китай в первой половине 20-го века. Точнее, от 1912 года - падения последнего императора - до 1949 года.

Империя находилась в глубоком маразме большую часть 19-го века, от нее безболезненно отрывали куски колониальные державы во главе с Великобританией, а технологически отставший Китай не мог им противопоставить ничего - ни современных вооружений, ни "мягкой силы". Мыслящий класс Японии в похожей ситуации и в тот же век собрался с силами и начал модернизацию. Китай не смог.

Схема катастрофы была простой: страна распалась на бывшие военные округа (а какая реальная власть еще оставалась?), которые объявили о независимости друг от друга и воевали между собой примерно до 1927 - 1929 года, когда появился объединитель Чан Кайши. И у него что-то бы получилось, если бы не война с Японией, фактически начавшаяся в 1932 году. Великие державы, раньше игравшие как мячиками своей поддержкой то тому, то другому генералу, и с неприязнью встретившие объединителя, не смогли и не захотели остановить Японию, решив, что новых великих азиатских империй им не нужно, пусть японцы и китайцы будут заняты друг другом. То была та самая политика, что в Европе называлась "мюнхенской": стравить возможных конкурентов между собой. Англия дорого за нее заплатила, Америка воспользовалась ее плодами - и на Западе, и на Востоке.

Так вот, все эти годы в Китае погибали миллионы людей. В войнах между генералами, между коммунистами и националистами, в войне с японцами, но гораздо больше - от наводнений (развал инфраструктуры, типа дамб), болезней, массового голода. Когда в начале 90-х в России боялись системной катастрофы, то говорили - сами того не зная - о повторении опыта Китая. Вымирания нации среди тотального развала и бедствий, включая оккупацию.

Исторически Китаю везет: подобных периодов тотального распада он преодолел за 30 веков минимум четыре. И Мао Цзэдуна, провозгласившего 1 октября 1949 года с трибуны на Тяньаньмэне "Китай поднялся!", китайцы справедливо считают человеком, сделавшим на 70% хороших дел, а на 30% - плохих, потому что объединение Китая всегда означало конец бедствий и экономическое возрождение. Что и произошло в итоге при Мао и его наследниках. А то, что идеология при Мао была вроде как коммунистической - да какая разница, социализм тогда был в моде даже в Англии, а тут еще воздействовал великий сосед СССР, который благодаря помощи Китаю и первоначальной дружбы с Китаем сам выжил в первые годы холодной войны. И даже всяческие эксперименты Мао, включая бедствия "культурной революции", оставившей без образования два поколения китайцев (это, как сейчас видно, самое тяжкое из ее последствий), ничто в сравнении с тем, что было до Мао.

60 лет истории КНР распадается на два периода ровно по 30 лет - похуже, при Мао, и нынешний. Во время которого ошибок почти не делалось. Видимо, все китайцы хорошо усвоили уроки недавнего прошлого - ум даром не дается.

Китай не просто "поднялся", он возвращается на место самой большой, развитой, цивилизованной и самой сильной страны мира, которое занимал уже неоднократно - в начале 1-го тысячелетия, в 7-8 веках, в 10-11 веках, в 15-18 веках. Когда Наполеон говорил "Китай спит, и пусть спит, горе, когда проснется", он просто напоминал о глобальных реальностях 18 века, до начала технологического скачка в вооружениях пары-тройки европейских стран.

Заметим, что за всю мировую историю Китай, при всей его сверхдержавности и громадности, никогда не пытался начинать мировых войн и делить карту мира - спокойно отсиживался у себя за Гималаями, торговал с соседями. Его завоевывать и расчленять пытались многие, и довольно успешно, но не наоборот. Традиция. "Мягкая сила".

Если говорить о "мягкой силе", то среди итогов 60 лет КНР можно, как уже сказано, найти что-то потверже - ну, хотя бы статистику внешней торговли (в год перед кризисом, 2008): она составила 2,56 триллиона долларов, в 15 раз больше, чем за весь период между 1949 и 1978 годами, когда в Китае и вправду был социализм. Но интереснее другие факты - то, например, что китайские фильмы сейчас получают все возможные пальмовые ветви, золотых львов и прочую флору и фауну международных фестивалей. Или что средняя продолжительность жизни в стране сейчас - 73 года, а в 1949 была попросту удивительной: 35 лет. (Детская смертность была 20%, стала 1,49%.)

На военном параде по поводу юбилея китайцы обещают показать новую технику собственного производства (52 вида). Но гостям рекомендуется обратить внимание на иное - новые мундиры, элегантные "военные жесты" и общую слаженность рядов. В общем, опять "мягкая сила". А гостям столицы в эти дни советуют купить модное изображение (на майке или кружке) некоего "Оба-Мао" - Обамы в кепке со звездой. Говорят, продается миллионами. Америка и Китай сейчас очень хотят дружить.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend

Лента

Лента новостей