...

Спустя 18 лет молчания между США и Россией страны снова заговорили - директор Центра международных исследований Института США и Канады РАН

Россия Материалы 13 марта 2009 09:10 (UTC +04:00)
Спустя 18 лет молчания между США и Россией страны снова заговорили - директор Центра международных исследований Института США и Канады РАН

Анатолий Уткин - директор Центра международных исследований Института США и Канады Российской академии наук (РАН) специально для европейской редакции Trend

Уже есть договоренность, что Обама и Медведев встретятся между собой, а президент США встретится еще и с лидером Китая. Новый американский президент познакомится со своими партнерами на ближайшие четыре года. Нас очень радует эта встреча.

Довольно неожиданно три недели назад в газете "Нью Йорк Таймс" появилась статья о том, что новый глава Белого дома послал письмо президенту России. Окружение Медведева объявило, что такое послание было получено.

Безусловно, у этого письма есть две стороны. Так, Россия категорически отказалась заниматься стратегическим обменом - например, американцы прекращают "копать" в Польше, а Москва начинаем нажим на Тегеран. Нам такой подход не нравится. Но нам нравится другая, вторая составляющая этого вопроса: спустя 18 лет после молчания двух стран - США и России - мы наконец снова заговорили. Скажу честно, что нам это лестно. Величайшая держава современности ведет с РФ уникальные переговоры, которые никого более не касаются. Это и есть та самая G2, которую приписывали Китаю и американцам на ближайшее время. Нам нравится то, что мы опять, скорее всего, будем действовать в режиме, когда в течение этого года российские представители сможем посещать любые американские объекты, а американцы - соответственно, любые наши, которые кажутся им подозрительными.

Нам нравится то, что России не нужно будет создавать новый тип ракет. В 2009 году заканчивается самый важный из четырех стратегических договоров - об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), по которому мы уничтожили половину ракет, которых на Западе называют "Сатана". Это самая мощная в мире ракета, имеющая восемь самонаводящихся боезарядов, и только она одна может покрыть всю территорию РФ. Но эта ракета на жидком топливе, значит, ее нужно каждый день заправлять, готовить, то есть это достаточно сложная штука. Она была изготовлена в 70-80-е годы прошлого века.

Одним словом, мы стоим перед выбором - или сделать новый рывок вперед, что мы отчасти и делаем. Так, мы создаем три новые и самые лучшие в мире подводные лодки - "Князь Александр Невский", "Князь Суворов" и "Князь Донской". Мы создаем мобильные ракеты на твердом топливе, такие как "Тополь-М" и т.д.

Либо нам в условиях жесткого кризиса, безработицы начать снова сокращать наши потенциалы. Я напомню слова бывшего министра обороны США Макнамары, который говорил, что по всем подсчетам, для того чтобы уничтожить США или Россию, нам необходимо 200 боезарядов. Так вот 200 боезарядов у России давно имеется, более того, у нас есть семь тысяч боезарядов. И для того чтобы не создавать новые и жить на старом запасе долгое   время, мы хотели бы пойти по пути, о котором говорит Обама: довести число наших ракет до 1000. Все равно это будет гораздо больше, чем у французов, англичан, китайцев и кого угодно и все равно это будет гораздо больше, чем требуется для уничтожения противостоящей стороны. Поэтому по соображениям политико-стратегической важности мы вступаем в лигу первых двух мировых держав.

Самое ужасное в этих ракетах - это то, что их никогда не применишь, потому что их применение означает радиоактивный шлейф над землей, окончание биологического существования и т.п.

Первая встреча в направлении налаживания диалога состоялась в Женеве между Лавровым и Клинтон, а сейчас мы ожидаем встречи на высшем уровне. Россия очень надеется, что Обама, так же как Линкольн, пойдет по здравому и реалистичному пути и не станет играть во всемогущество США. Соединенные Штаты на данный момент находятся не только в экономическом, но и военном кризисе. У них есть большие сложности, даже чтобы послать пять дополнительных батальонов в Ирак.

Мы также надеемся найти общие точки соприкосновения возможно и при помощи Азербайджана. Я имею в виду Габалинскую радиолокационную станцию, которая могла бы послужить для фиксации ракет в соседнем Иране. Такая идея до сих пор существует.

В целом, можно сказать, что отношения уже сдвинулись. После восьми лет безумной самоуверенности американцев мы пришли к тому моменту, когда мир снова двинулся вперед, когда мы снова ощутили улучшение нашей ситуации, когда ситуация довольно значительно изменилась - Запад сильно ослаб, Китай вырос в супергиганта, Россия снова встала с колен на ноги.

И мы очень хотели бы, чтобы у нас не получилось то, что получилось после Великой депрессии. Напомню, что после нее Германия, Англия, Франция и США приняли законы, которые фактически закрыли их границы, то есть чтобы Россия не подстегнула на снобизм каждую из перечисленных стран. Мы бы этого очень не хотели.

Я в целом не выступаю за глобализм, но переход к ярко выраженной самостоятельности очень опасен с моей точки зрения. Поэтому мы с большим нетерпением ждем первой встречи наших президентов 2 апреля. Оба они в какой-то мере новички, оба они известны скорее внутри своей страны, чем за пределами, но у обоих есть шанс войти в мировую историю, если они прекратят безумную гонку вооружений.   

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Trend

Лента

Лента новостей