...

Новые переговоры по ядерной программе Ирана вновь будут безрезультатны – эксперты

Турция Материалы 15 сентября 2010 19:39 (UTC +04:00)
Новые переговоры по иранской ядерной программе вне зависимости от их формата и участия или неучастия в них Турции и Бразилии, а также каких-либо других стран помимо стран "шестерки", вновь не принесут желаемого результата.
Новые переговоры по ядерной программе Ирана вновь будут безрезультатны – эксперты

Азербайджан, Баку, 15 сентября /корр. Trend Т.Коняева/

Новые переговоры по иранской ядерной программе вне зависимости от их формата и участия или неучастия в них Турции и Бразилии, а также каких-либо других стран помимо стран "шестерки", вновь не принесут желаемого результата, считают эксперты.

"Шансы на успех переговоров с Ираном по ядерному вопросу в любом формате равны нулю, - сказал Trend по электронной почте президент российского Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. - Из каких-то своих соображений Ахмадинеджад и Моттаки решили изменить формат, возможно, убедившись, что Турция и Бразилия - недостаточно сильные союзники".

Соглашение об обмене ядерного топлива будет обсуждаться только в рамках Венской группы (МАГАТЭ, Россия, США и Франция), сказал в понедельник глава МИД Ирана Манучехр Моттаки, добавив, что нет необходимости привлекать другие страны к обсуждению этого вопроса. Таким образом, Турция и Бразилия останутся в стороне от переговоров по ядерному топливу.

Профессор Барри Рубин (Barry Rubin) согласен с тем, что новые переговоры обречены на провал.

"Переговоры обречены на провал, - сказал Trend по электронной почте Рубин, директор Центра глобальных исследований в области международных отношений (GLORIA). - Иран заинтересован лишь в получении ядерного оружия, и любые предложения, которые они делают в настоящее время, направлены на то, чтобы выиграть время. В основном эти предложения не отличаются от тех, что они впервые сделали, а затем отклонили более года назад".

По мнению британского аналитика иранского происхождения Резы Тагизаде (Reza Taghizadeh), в нынешних условиях Иран не готов изменить свою позицию, а заявления главы МИД направлены лишь на то, чтобы выиграть время и продолжить ядерную программу в том же ключе.

"Принципы Ирана в отношении своей ядерной программы изменены не были, более того - изменения не ожидаются, - сказал Trend по телефону профессор университета Глазго (Glasgow) Тагизаде. - Никаких изменений в политике Ирана не наблюдается, а выступление Моттаки не является показателем каких-либо изменений в этом вопросе".

Он считает, что Бразилия и Турция, присоединившись к посредничеству в решении ядерного вопроса, думали, что смогут добиться согласия Ирана изменить свою позицию.

"Но Турция и Бразилия после принятия резолюции 1929 поняли, что Иран не свернет с собственного пути, и их усилия оказались безрезультатными, - сказал Тагизаде. - Интерес к посредничеству этих двух стран снизился, поэтому и Иран не настаивает на участии этих стран в переговорах".

17 мая была достигнута трехсторонняя договоренность об обмене урана между Ираном, Турцией и Бразилией. Главы МИД этих стран подписали проект соглашения по обмену имеющегося у Тегерана низкообогащенного (до 3,5 процента) урана на высокообогащенное (до 20 процентов) топливо для тегеранского научно-исследовательского реактора. Обмен, согласно документу, должен был осуществляться на турецкой территории. В рамках соглашения Иран должен был отправить в Турцию 1,2 тонны своего низкообогащенного урана, чтобы получить взамен 120 килограммов ядерного топлива.

Тагизаде полагает, что если будут достигнуты основные цели предложения Венской группы, одной из которой является лишить Иран возможности дообогащать самостоятельно имеющийся у него 3,5-процентный уран и произвести впоследствии ядерную бомбу, Совет безопасности (СБ) ООН, МАГАТЭ и мировое сообщество смогут принять ядерную программу Ирана.

В октябре прошлого года Венской группой был предложен план, согласно которому низкообогащенный (3,5 процента) иранский уран должен был быть экспортирован в Россию для дообогащения почти до 20 процентов, а затем во Францию для переработки в топливо для Тегеранского медицинского реактора. Однако Тегеран заявил, что готов купить более высокообогащенный уран или обменять со своими запасами при условии, если обмен состоится синхронно и на иранской территории.

Согласно инициативам МАГАТЭ, исходным материалом для планируемого к поставкам в Иран зарубежного ядерного топлива должны были послужить 1,2 тонны наработанного на предприятии в Натанзе НОУ, что составляло 80 процентов от всех имеющихся у Ирана запасов (по подсчетам экспертов, 1500 кг). В майском докладе генерального директора МАГАТЭ Юкия Амано было отмечено, что Иран накопил уже 2427 килограмм урана, обогащенного до 4,8 процента, а в последнем докладе было приведено количество 2800 килограмм, то есть первоначально оговоренные 1200 килограмм составляют на данный момент лишь 45 процентов от всего количества наработанного в Иране урана.

Эффективность новых переговоров, по словам европейского эксперта Жана Паскаля Зандерса (Jean Pascal Zanders), является очень сложным вопросом, так как, с одной стороны, существуют принятая летом СБ ООН резолюция и ужесточенные в ряде стран санкции против Ирана, с другой стороны - Иран все еще не обеспечивает информацией о своей программе, что во многом препятствует работе МАГАТЭ.

"Нет никаких признаков того, что ядерная программа Ирана имеет военную направленность, однако международное сообщество не доверяет Ирану все равно, - сказал Trend по телефону член Европейского института исследований проблем безопасности (Research Fellow at EU Institute for Security Studies) Зандерс. - Наоборот, все больше людей стали очень скептически относиться к Ирану".

Кроме того, по его словам, вызывает вопросы отказ Ирана допустить на свои ядерные объекты около 40 инспекторов МАГАТЭ с 2006 года.

"Это становится делом принципа, так как невозможно отказывать такому количеству инспекторов, - сказал Зандерс. - Юридически Иран имеет на это право, но опять же встает вопрос мотивации".

Франция, Германия и Великобритания в среду обвинили Тегеран в попытках подорвать способность эффективно осуществлять контроль за иранской ядерной программой. Совместное заявление наиболее влиятельных европейских стран зачитал на закрытом заседании Совета управляющих МАГАТЭ представитель Франции. В документе выражается обеспокоенность "растущим числом случаев, когда Иран отказывается взаимодействовать с атомным агентством ООН".

Международное сообщество, и Венская группа в частности, хотят иметь четкое представление об иранской ядерной программе, и в то же время они хотят положить конец иранской деятельности по обогащению урана, считает Зандерс.

"Участники Венской группы не ждут прямо сейчас определенных решений, - сказал он. - Они в основном требуют, чтобы Иран выполнил решения МАГАТЭ и резолюции СБ ООН".

Что касается инициативы Турции и Бразилии, по словам Зандерса, она стала попыткой предложить какое-то компромиссное решение.
"Турция, будучи, вероятно, честной в своих намерениях, сделала стратегическую ошибку, не скоординировав свои идеи с Соединенными Штатами, - сказал он.- Иными словами, у некоторых стран Венской группы, в частности Франции и США, создается впечатление, что это была попытка прекратить обогащение урана в отсутствии международного контроля".

Другим препятствием для Турции в вопросе посредничества, по мнению Зандерса, является ухудшение отношений с Израилем, особенно после инцидента с гуманитарным судном.

В мае израильские военно-морские силы провели операцию по задержанию шести судов международной флотилии, которая в обход режима блокады пыталась доставить гуманитарную помощь к берегам сектора Газа. В результате операции как минимум 10 человек погибли и около 50 получили ранения.

"Турецкое руководство уже сделало ряд заявлений, касающихся Израиля, которые, вероятно, усложняют роль Турции в качестве беспристрастного посредника в этом регионе, - сказал Зандерс. - Турции будет сложно принять во внимание истинную озабоченность Израиля в отношении ядерной деятельности Ирана".

Он полагает, что турецкая инициатива может быть позитивной особенно потому, что Турция является одной из соседних Ирану стран, и она на самом деле не заинтересована в том, чтобы Иран был вовлечен в большой конфликт в регионе.

"Турция может содействовать в разрешении вопроса, - сказал Зандерс. - Но ее усилия должны осуществляться на более высоком уровне в плане консультаций со всеми заинтересованными сторонами".

По его словам, совместное с Бразилией предложение создало впечатление, что это индивидуальная инициатива, которая на самом деле не продемонстрировала, что какие-либо из вопросов, которые имеются у США и Европы, были приняты во внимание.

"Прежде чем выходить с какой-либо инициативой, должны проводиться всесторонние консультации, - сказал Зандерс. - Даже если Турция имеет привилегированные отношения на Ближнем Востоке, она должна консультироваться с другими заинтересованными сторонами, прежде чем выходить с подобными решениями".

В подготовке материала принимал участие Т.Джафаров.

Тэги:
Лента

Лента новостей