БАКУ/Trend/ - Мы организовали поездки на освобожденные территории сразу же и дипломатов, и журналистов, и представителей общественности разных стран. И они были все в шоке. Так же, как и все мы. Так же, как и каждый из нас, который там побывал, - он просто был шокирован. Потому что даже мы не знали масштаба вандализма и варварства. Это также полностью ломало всю идеологическую концепцию армянства о том, что это цивилизованный народ, древний народ, находится, по их словам, в окружении мусульман-варваров, оплот христианства на Кавказе, благородный народ. Ну как же благородный народ может такое творить?
Как сообщает Trend, об этом, в частности, сказал 12 января Президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью местным телеканалам.
«Выкапывать мертвых и выдирать у них золотые зубы, или же ломать надгробия и вывозить их на продажу в соседние страны, или же разрушать мечети, держать там свиней. Мы все это показали, показали все, и даже не нужно было ничего показывать, нужно было просто, чтобы люди туда приехали и сами посмотрели. Когда я говорил еще во время оккупации, обращался к мусульманским странам, что они творят бесчинства, они оскорбляют мусульманские святыни всех мусульман, как-то, может быть, многие не верили. Но сейчас когда увидели - как это может быть воспринято? То есть, вот тут произошел еще один перелом в осознании того, что произошло, и в осознании того, что мы были правы не только исторически, юридически и политически, но и чисто человечески. Мы не творили такого. Те села, которые сейчас под нашим контролем, - где жили армяне я имею в виду, - там все цело и сохранно. Уже год прошел. Я был в Гадруте, там ни одного даже здания не пошатнулось. Там в основном армяне жили во время оккупации. Это вообще претит характеру азербайджанского народа. Ни одно надгробие не сломано, ни одна церковь не сломана. Ведь вы знаете, наверное, эту эпопею с ЮНЕСКО, когда они пытались нас обвинять чуть ли не в вандализме и в том, что мы сейчас будем разрушать церкви. Мы с ними согласовали маршрут их приезда сюда. Они очень настойчиво, и они, и некоторые страны, которые с ними как бы были в контакте. И как только мы организовали визиты иностранных дипломатов и иностранных журналистов на освобожденные территории, и когда они увидели, что эти церкви на месте, и эти могилы на месте, - все, тема приезда ЮНЕСКО сошла с повестки дня. Вот вопрос. Мы их приглашали все годы. Какой был ответ? Что ЮНЕСКО не занимается политическими вопросами. Как только закончилась Вторая Карабахская война, они стали настойчиво просить приехать. Мы согласовывали маршруты и т.д. За это время произошло то, что произошло. Все увидели и они сами увидели, что мы ничего не разрушаем, а приехав, они должны будут увидеть разрушенные мечети, разрушенные кладбища, исторические памятники, разрушенные города, и они должны будут, просто вынуждены будут сказать, кто это сделал. Значит, не хотят этого делать.
Вот масса факторов, которые способствовали, плюс наша активная дипломатическая работа способствовала тому, что мир принял эти реалии. Я считаю, что это большой успех. Потому что после такой войны Армения, имеющая таких мировых покровителей, - по существу, мы перевернули все, что можно было, все прогнозы, все предположения, что будет, если начнется война. Конечно же, думаю, что также сыграло роль то, что мир увидел насколько азербайджанский народ привержен своей земле и насколько готов идти на все – и на жертвы, и на большой риск. Потому что предположить 27 сентября реакцию армянских покровителей было невозможно даже мне – человеку, который знает или может предполагать. И все это сыграло свою роль. Поэтому уважение к нашему народу и нашей стране выросло невероятно. Это мы видим. Это видит каждый, каждый азербайджанец, это вы чувствуете, каждый, кто живет вдали от Азербайджана, чувствует. Так что Вторая Карабахская война это не только освобождение территорий, это не только подъем национального духа и возвращение достоинства, это имеет огромный мультипликативный, позитивный эффект, который будет сказываться, я думаю, постоянно позитивно», - сказал глава государства.