Илаха Мамедли
Банкротство финансовых организаций в Азербайджане редкий случай, но правительство решило хотя бы частично снизить риски на случай неспособности компаний выполнять свои обязательства.
Учитывая наибольший риск при объявлении банкротами банков, страховых компаний и инвестиционных организаций, которые имеют наибольшее число клиентов в лице вкладчиков и инвесторов, парламент страны сегодня определил срок в 30 дней, в течение которого может быть продано имущество компании сразу же после вступления в законную силу судебного решения об объявлении ее банкротом.
Продажа имущества, как и прежде, возможна через открытый аукцион, но до сих пор сроки проведения этой процедуры не были оговорены. Потому этот процесс мог быть очень длительным, а значит и возврат средств клиентов мог затягиваться на годы.
Но надо внести ясность: о каком имуществе финансовых организаций, которое может быть допущено к продаже, идет речь? Если в случае страховщиков объектом продажи может выступить их имущество, то в отношении банков и инвесткомпаний речь может идти лишь о некоторых активах.
В отношении банков допускается продажа ценных бумаг, которые могут быть реализованы в короткие сроки, иностранной валюты и других активов на рынках, где ими торгуют, обеспечение под банковскую задолженность. Но это вовсе не означает, что активы банка могут быть проданы за бесценок. В случае, если активы невозможно продать за приемлемую цену, то по решению суда могут быть предложены другие способы их реализации за утвержденную тем же судебным органом стоимость.
При банкротстве акционерного инвестфонда через фондовую биржу может быть продано имущество, состоящее из ценных бумаг, а через открытый аукцион - другое имущество. Средства, вырученные от продажи имущества, в первую очередь должны быть направлены на выполнение всех обязательств инвестфонда, а потом уже оставшиеся средства могут быть распределены между акционерами в соответствии с их долевым участием.
В азербайджанской практике в последние годы не зафиксировано ни одного случая банкротства страховых компаний, а инвестиционные фонды и вовсе на стадии создания. Однако в банковском секторе начиная с 2011 года зафиксировано три случая банкротства. Это - Birlik Bank, Royal Bank и Evrobank.
Когда банки становятся неплатежеспособными, в первую очередь нас, обычных граждан, беспокоят свои сбережения, если они хранятся в одном из этих банков. Понятно, что депозиты физических лиц гарантируются от невозврата Фондом страхования вкладов, но существуют также средства на текущих счетах и другие финансовые обязательства у банков. Ведь сегодня практически каждому гражданину страны приходится обращаться к услугам банков.
В этой связи в Азербайджане крайне важно страхование работников от случаев банкротства работодателя, которому также не помешало бы застраховать себя от риска неплатежеспособности.
Различие между банкротством и ликвидацией заключается в том, что ликвидация возможна только когда имущества компании достаточно для погашения долгов. А если имущества не хватает, то эту процедуру заменяют более длительной процедурой банкротства.
По законодательству, при банкротстве предприятия все его имущество должно продаваться, и вырученные средства в первую очередь направляться на выплату заработной платы сотрудникам, а затем идти на оплату других расходов. Главный вопрос в том, сохраняется ли у предприятия какое-либо имущество до признания его банкротом.
Между тем, при сегодняшнем законодательстве нет препятствий для того, чтобы работодатель страховал работника от случаев своего банкротства. Это, правда, не носит обязательного характера, но это вполне эффективно, если компания не в состоянии будет, к примеру, выплатить своему сотруднику зарплату. Во многих странах страхование работников от банкротства носит добровольный характер, и при этом расходы по страхованию на себя берет работодатель. Но для страхования работодателей от банкротства нужны достаточно капитализированные страховые компании. Другим решением этого вопроса может быть создание специального фонда социального страхования по принципу деятельности Бюро по обязательному страхованию.
Илаха Мамедли, заместитель главного редактора Trend по экономике