...

Урановый обмен Ирана и неясные моменты - обозреватель Trend

Ядерная программа Материалы 17 мая 2010 18:08 (UTC +04:00)
Несмотря на то, что Турция и Иран подписали договор об обмене 1200 кг низкообогащенного урана на территории Турции, наряду с новыми надеждами на решение проблем, связанных с ядерной программой Ирана, имеются и неясности.
Урановый обмен Ирана и неясные моменты - обозреватель Trend

Руководитель персидской редакции Trend Далга Хатыноглу

Несмотря на то, что Турция и Иран подписали договор об обмене 1200 кг низкообогащенного урана на территории Турции, наряду с новыми надеждами на решение проблем, связанных с ядерной программой Ирана, имеются и неясности.

Во время своего визита в Грецию премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган сказал, что отменил свой визит в Иран. Основной причиной этого Эрдоган назвал неконструктивную позицию Ирана по ядерному топливу. Но спустя два дня после этого заявления он отменил свой визит в Азербайджан и сразу же направился в Тегеран.

Президент Бразилии Лула да Сильва, президент Ирана Махмуд Ахмединежад и Эрдоган 17 мая подписали соглашение об обмене ядерным топливом.

Конечно же, этот шаг в какой-то степени уменьшит пессимизм, существующий между Ираном и международным сообществом, но, с другой стороны, проведение обмена урана может стать для официального Тегерана предлогом начать переговоры по ядерной программе с Западом. Но неясности в ядерной программе Ирана останутся такими же, как и раньше. Актуальными проблемами все еще остается продолжение испытаний ядерного оружия, продолжение обогащения урана и вопрос участия Ирана в дополнительных протоколах Договора о нераспространении ядерного оружия.

Позиция, занимаемая официальным Тегераном, изменилась в течение одного дня. Это говорит о том, что поспешное решение не обсуждалось в пределах страны и что существует вероятность отмены соглашения в результате протеста радикальных сил. Постоянные члены Совета безопасности ООН обсуждают новые санкции против Ирана, и эти обсуждения приведут к отмене принятого Ираном решения.

В октябре 2009 года по инициативе бывшего генсека МАГАТЭ Мухаммеда аль-Барадеи 1200 кг низкообогащенного урана должно было быть вывезено из Ирана, и после обогащения за рубежом до 20 процентов превращено в топливо. Его должны были вернуть в Иран. Это топливо должно было обеспечить ядерную лабораторию, построенную США в 1960 году.

В этой лаборатории производятся радиоизотопы для медикаментов.

Хотя Запад и поддерживает инициативу аль-Барадеи, Иран, сославшись "на недоверие к Западу и вероятность обмана", отказался от обмена ураном. В 2009 году 3,5-процентных урановых запасов Ирана были 1500 кг, а отправка 1200 кг из них означала бы вывоз из страны 70 процентов урановых запасов Тегерана. Обогатив 1500 кг урана до более 90 процентов, Иран мог бы произвести ядерное оружие. Самое же неясное это то, что сейчас за день обогащая два килограмма 3,5-процентного урана, Иран обладает 2100 кг низкообогащенного урана, и даже отправляя 1200 кг этого запаса за рубеж, Иран опять-таки обладает определенным количеством урана, необходимым для производства ядерного оружия.

С другой стороны, с начала 2010 года Иран, с целью производства топлива Тегеранской лабораторией, обогатил до 20 процентов 100 кг 3,5-процентных урановых запасов, и сейчас обладает 10 кг 20-процентного уранового газа. Хотя в соглашении, подписанном между Ираном, Турцией и Бразилией, и говорится об отправке 1200 кг 3,5-процентного урана в Турцию, не внесена ясность в судьбу 20-процентного уранового газа Ирана, и Иран даже официально не заявлял о том, что приостановит 20-процентное обогащение урана внутри страны. С другой стороны, наряду с соглашением, в совместной заявлении Эрдогана, Сильвы и Ахмадинежада говорится о том, что Иран имеет право на обогащение урана, и это притом, что начиная с 2006 года в каждой из пяти резолюций Совета безопасности ООН от официального Тегерана настоятельно требовалось приостановление обогащения урана. С другой стороны, Запад, и в особенности МАГАТЭ, настоятельно требуют, чтобы Иран присоединился к дополнительным протоколам Конвенции по нераспространению ядерного оружия (NPT), от чего Иран отказывается.

Несмотря на то, что Турция и Бразилия являются временными членами Совбеза ООН, не должен ускользнуть от внимания мотив их посредничества между Западом и Ираном. Бразилия имеет Ираном годовой товарооборот в 10 миллиардов долларов, и, несмотря на то, что торговое сотрудничество Турции с Ираном в два миллиарда, она старается довести эту цифру до 10 миллиардов долларов. В самом деле, Бразилия, как одна из восьми экономически сильных стран, думает о расширении геополитического влияния и экономического сотрудничества, а Турция старается доказать Западу, что она является влиятельным союзником и средством в деле установления стабильности на Ближнем Востоке.

В любом случае, согласие Ирана на обмен урана мог бы быть обнадеживающим шагом, но только при условии, что обмен урана станет стартом для начала конструктивных обсуждений этой страны с Западом.

Тэги:
Лента

Лента новостей