...

От безысходности и лечебной нефти до уникального искусства ХХI века - Сабир Чопуроглу (фотосессия)

Интервью Материалы 20 сентября 2011 12:49 (UTC +04:00)
От безысходности и лечебной нефти до уникального искусства ХХI века - художник Сабир Чопуроглу (фотосессия)
От безысходности и  лечебной нефти до уникального искусства ХХI века - Сабир Чопуроглу (фотосессия)

Азербайджан, Баку, 20 сентября /корр. Trend Life Вугар Иманов/

Сегодня в Азербайджане отмечается День нефтяников, связанный с заключением 20 сентября 1994 года в Баку "Контракта века".

О бакинской нефти написано немало. Но в Азербайджане живет такой человек, который пользуется этим природным богатством не для энергетических целей, а для создания своих замечательных картин. Член Союза художников Грузии и Азербайджана Сабир Чопуроглу создал удивительную технику - талантливый художник пишет свои картины нефтью, причем делает это исключительно пальцами. По его словам, так он лучше чувствует материал. Предлагаем читателям Trend Life интервью с этим уникальным художником, который создал новое аутентичное азербайджанское искусство ХХI века. В его нефтяных пейзажах запечатлены восточные и исторические мотивы, благодатная земля Абшерона, виды древнего Баку (Ичери шехер) и, конечно же, родного Борчалы, где он родился.

- Когда у Вас родилась такая идея - рисовать нефтью?

- Честно говоря, от безысходности. Я родился в Грузии, в селе Ангераван Борчалинского района, в небогатой семье. С детства любовался окружающими родное село величественными горными кряжами. От этого и появилась любовь к рисованию . Однажды весной, когда я был маленьким и жил в деревне, у нас разобрали железную печь. Я, засунув руку в трубу и набрав сажу, стал рисовать ею на стене... Помню, моя бабушка за это меня очень бранила...Природа моей родной земли сказочно богата красками, и потому свои первые работы я, конечно, выполнял маслом. Но они стоили очень дорого и для моей небогатой семьи это были большие затраты. Все началось с того, что как- то очень давно родственники привезли нам бутылочку с лечебной нафталанской нефтью.

И случилось так, что у меня попросту не было денег на покупку дорогих масляных красок, но было огромное вдохновение и очень хотелось рисовать. Вот и пришлось использовать подручные средства... Конечно, первый блин вышел комом - нефть в чистом виде все ж не слишком подходит для рисования...Но эта идея запала в мою душу.

- И реализовали ее в Баку.

- В 1989 году я приехал в Баку, чтобы поступить в Художественное училище им. А. Азимзаде, но ...опоздал к вступительным экзаменам. Однако, нет худа без добра, и поступил в Государственную Школу Изобразительного Искусства, которую с успехом и закончил. У одного моего родственника в Черном городе была небольшая автомастерскую, куда я устроился и немного подрабатывал. Чёрный город - название восточных районов города Баку, ранее бывших его пригородами, в которых еще с конца 19 - начале 20 века сосредоточились предприятия нефтяной промышленности. Так оказался в окружении нефтепродуктов. Вот и решил реализовать идею.

Г лавным богатством Абшерона испокон веков была нефть, но никогда бы не мог подумать, что и мне она поможет найти выход из захлестнувшего тогда меня материального кризиса, словно сам Всевышний указал нужный путь. Это и стало моим предназначением в жизни. Лет 5-6 я рисовал "для себя", экспериментировал, вечерами продавал картины на местном "Арбате", где собираются художники. Почему-то, мои работы вызвали особый интерес у приезжих немцев... В 2006 году меня пригласили на III Международный симпозиум художников в Германию. Там я занял первое место за картину "Каспийская симфония". Так постепенно все и завертелось. Сейчас у меня более 400 работ, написанных нефтью. Я создал циклы "Абшерон", "Борчалы", "Азербайджанская нефть", "Древние тюрки", "Конь-мечта" и с успехом представляю изобразительное искусство страны на международных выставках. Мои работы хранятся в частных коллекциях США, Великобритании, Испании, Франции, Бельгии, Германии, Турции, Ирана, Египта, Японии и других стран.

Вообще самая серьезная проблема, связанная со "специфичностью" моего рабочего материала, возникла в аэропорту, когда я ехал на симпозиум в Германию. Таможне не понравилось, что я везу с собой канистру с нефтью. Они стали расспрашивать что и как... Я с трудом доказал, что не террорист, а художник.

- Расскажите о технике создания картин.

- Я рисую исключительно пальцами, не пользуясь кистью, причем как на бумаге, так и на холсте. Так я лучше чувствую материал, как бы роднюсь со своими картинами.
Я даже больше не делаю предварительных эскизов или набросков - полагаюсь исключительно на свое вдохновение. Как я уже сказал, сама по себе нефть непригодна для рисования. Она плохо сохнет и картина "разваливается". Поэтому я попробовал варить ее. В результате выпариваются многие вещества, и остается этакий "концентрат". В него я добавляю художественный лак. Для своих работ наряду с нефтью я использую акрил, темперу и масляные краски.

- А где берете нефть?

- Где же еще? У нефтяных вышек. Езжу в Раманы, Сураханы, Баил или в другие места, где стоят нефтяные чаны, и собираю пролившуюся около них нефть.

- У кого постигали секреты изобразительного искусства?
- Я брал уроки у известного бакинского скульптора Хамлета Мусаева, а в Тбилиси общался с такими известными мастерами, как Зураб Церетели, братья Мераб и Элгуджа Бердзенешвили, Зураб Нижарадзе, постигая у них секреты искусства.

- Чем является для Вас нефть сейчас?
- Это гимн самой нефти и труда тех, кто ее добывает. Я благодарен Богу, что мое творчество получили широкое признание. Буду продолжать экспериментировать, потому что нефть - это краска ХХI века.

Лента

Лента новостей