Азербайджан, Баку, 20 февраля /корр. Trend Р. Хафизоглу/
Интервью Ближневосточной редакции Trend News с чрезвычайным и полномочным послом Кувейта в Азербайджане Гассаном Юсиф аль-Завави
- Как Вы оцениваете нынешний уровень двустороннего сотрудничества между Азербайджаном и Кувейтом, и каковы основные приоритеты Вашей деятельности на ближайшее будущее?
- Прежде всего, мы благодарим информационное агентство Trend за уделенное внимание, желаем вам успехов в работе и надеемся на дальнейшее сотрудничество со столь влиятельным средством массовой информации.
Двусторонние отношения между Азербайджаном и Кувейтом специфичны, что обусловлено определенными геополитическими факторами. Мы во многом схожи, в частности, нас объединяет факт соседства с недоброжелательными странами, наличие природных богатств.
Я очень горд тем, что работаю в Азербайджане, в стране, где впервые в мире промышленным способом была добыта нефть. Бытует ошибочное мнение, что первая промышленная нефть была получена в Пенсильвании. Тщательно изучив данный вопрос, я убедился в обратном: пальма первенства принадлежит азербайджанскому месторождению Биби-Эйбат. Здесь добыча велась за семь лет до начала работ в Пенсильвании.
Отношения между Кувейтом и Азербайджаном в политической и культурной сферах развиваются на высоком уровне. И я намерен на данном посту еще больше укрепить это сотрудничество. Необходимо заложить крепкую основу двусторонних отношений.
Я взял в своей работе за основу пожелание президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева о доведении наших экономических связей до уровня сотрудничества в других сферах. Данное предложение было сделано в рамках моей встречи с президентом Азербайджана при вручении верительной грамоты.
Построение крепких экономических связей является одним из приоритетных направлений нашей деятельности.
- Господин посол, какова позиция официального Кувейта в нагорно-карабахском вопросе? С какими предложениями может выступить официальный Кувейт для решения этого конфликта?
- Свою официальную позицию Кувейт неоднократно высказывал на уровне международных организаций и ООН. Она заключается в необходимости соблюдения норм международного права и поддержке территориальной целостности Азербайджана. Кувейт столкнулся со схожей проблемой в 1990 году, и наша позиция не может быть иной, так как мы понимаем чувства людей, лишенных земель в результате насилия и оккупации.
Я, основываясь на личном опыте, хочу пожелать беженцам из Нагорного Карабаха и всему народу Азербайджана не терять надежды. Потому что вера в правое дело является самым важным фактором в достижении справедливости.
- На каком уровне развивается сотрудничество между Азербайджаном и Кувейтом в сфере образования, ведется ли обмен студентами между странами? Какие мероприятия осуществляются для развития двустороннего сотрудничества в данной сфере?
- К сожалению, по ряду объективных причин кувейтско-азербайджанские связи в данной сфере ограничены. Это связано с тем, что ни Кувейт, ни Азербайджан не воспринимаются в качестве научных центров. Конечно, нам хотелось бы изменить данную ситуацию, но подобные вопросы не решаются с точки зрения одной политики.
Допустим, у вас есть младший брат, который хочет изучать ядерную физику. Вы посоветуете ему направиться учиться в Кувейт, исходя из хороших отношений с этой страной. Он же, в свою очередь, посчитает ваше предложение необъективным. Политические решения не могут обусловить развитие связей в образовательной сфере между двумя государствами, хотя и создают определенную почву в этой области. Даже если мы проявим некоторое упорство, я думаю, мы не сможем решить данную проблему в скором времени.
Тем не менее, в Кувейте получают образование азербайджанцы, и для меня честь работать с некоторыми из них. Я их называю "детьми Кувейта".
- Азербайджано-кувейтская инвестиционная компания (KAIC) при финансировании стратегических проектов в 2010 году будет отдавать предпочтение строительному сектору нашей страны. Как вы оцениваете в целом строительный сектор Азербайджана и развитие не нефтяного сектора страны?
- Азербайджано-кувейтская инвестиционная компания еще слишком молода. Это новая практика [сотрудничества] и если все сложится удачно, она станет неким факелом, освещающим путь кувейтским инвестициям в Азербайджан.
Работа Азербайджано-кувейтской инвестиционной компании нас очень интересует. Во-первых, потому, что в KAIC кувейтская сторона представлена компанией, имеющей особый авторитет на кувейтской бирже. Кроме того, это первая совместная компания, в которой участвует азербайджанское правительство через Азербайджанскую инвестиционную компанию (АИК). И, в-третьих, потому, что инвестиции KAIC - это не средства отдельных частных лиц, а корпоративные инвестиции.
Говоря о частных инвестициях, мы должны отметить, что они появились [в Азербайджане] раньше корпоративных. Гражданин Кувейта, 12 лет назад прибывший в Азербайджан, занялся вложением инвестиций в ресторанный бизнес. Этот человек принадлежит к одной из известных аристократических семей Кувейта, он сын очень опытного посла. Это первые кувейтские инвестиции в Азербайджан с 12-тилетней историей.
Нынешняя же компания - KAIC является юридическим лицом и ее успех очень важен для нас.
- Готов ли Кувейтский фонд экономического развития смягчить процедуры и условия для продолжения инвестирования в экономику Азербайджана?
- За последние несколько лет Фондом Азербайджану были предоставлены льготные кредиты, профинансировано строительство Бакинской окружной дороги. Принцип работы Кувейтского фонда экономического развития, в отличие от других, заключается в том, что о своей деятельности, о помощи, оказанной другим странам, Фонд представляет весьма скудную информацию. Он не пользуется этим в качестве средства пропаганды. Именно по этой причине многие государства отдают предпочтение Кувейтскому фонду развития.
Сегодня Азербайджан восстановил свою самодостаточность, развивается нефтяной сектор, страна богата углеводородными ресурсами. Ряд официальных лиц, с которыми я встречался, говорили, что Азербайджан превратился в богатую страну, но я бы сказал, что это неверное мнение - Азербайджан всегда был богат, ведь отсутствие материальных резервов вовсе не означает, что страна бедна. Бедность не связана с наличием или отсутствием богатства. Бедность - это потеря человеком разума. К примеру, возьмем Бангладеш. С материальной точки зрения страна считается бедной. Но бедна ли она в действительности? Лауреат Нобелевской премии профессор Мухаммед Юнус создал легендарный банк, предоставляющий неимущим слоям населения возможность участия в государственном строительстве. Может ли это государство считаться бедным? Я считаю, что это понятие должно быть пересмотрено.
С полной уверенностью можно заявить, что в последнее время Азербайджан не нуждается в какой-либо помощи.