...

Имя, достойное входить в оглавление отечественной истории

Общество Материалы 6 ноября 2014 15:26 (UTC +04:00)

БАКУ /Trend/ - Ко дню рождения Таиры Таировой

Чем дальше удаляются от нас годы нашей молодости, жизненной зрелости, устремлений к высотам человеческой деятельности, активного поиска смысла и всего самого возвышенного, ради которого стоило жить, трудиться, страдать и приносить жертвы, тем внимательнее, скрупулезнее всматриваемся мы в личности, некогда окружавшие нас и внесшие столько благородного, рационального, умного и полезного в нашу жизнь.

Взирая с высоты своих почти восьмидесяти лет на пройденный путь, мысленно останавливаюсь на именах, не сходивших в те далекие времена с уст сотни тысяч людей, пользовавшихся истинным, а не мнимым, напускным, искусственно порожденным в силу тех или иных субъективных обстоятельств, авторитетом. И если по определению известного немецкого философа, драматурга XIX века Кристиана Фридриха Гебеля "Череда великих умов - это оглавление истории человечества", то имя великой азербайджанской женщины ушедшей эпохи - Таиры Таировой более, чем достойно войти в оглавление отечественной истории.

...Она возглавила МИД республики в постсталинский период, именуемый советской истории оттепелью. Будучи выпускницей АЗИНЕФТЕХИМ: кандидатом технических наук, Таира Акперовна была яркой представительнице интеллигенции, взращенной на принципах советского патриотизма, но которая тем, ни менее, была немало одержима и идеей дальнейшего цивилизационного развития азербайджанского народа.
Ее гуманистическое отношение к людям, зиждущееся на морально-этических основах всей системы общечеловеческих ценностей, отнюдь не входило в противоречие со строгими морально-нравственными принципами аскетизма, продиктованного самой эпохой.

Образ строгого, требовательного к своим сотрудникам, и в первую очередь к самой себе, но заботливого, вникающего во все подробности их жизни даже вне служебной сферы, руководителя, запечатлелся в моей памяти на всю оставшуюся жизнь. Придя в МИД республики в далеком 1962 году, я находился в ипостаси слепого котенка, который нуждался в проводнике и защитнике. Такой защитницей, воспитывающей и направляющей молодые дипломатические кадры в необходимое обществу и им самим же русло, была Таира Акперовна. Она в любое время дня принимала всех сотрудников безо всяких аудиенческих церемониалов, решая на их глазах порой самые жизненно важные вопросы, не касающиеся непосредственной работы, одним лишь телефонным звонком. Многие наши коллеги были обязаны в те времена наличием квартиры, телефона, дачи и других материальных благ, именно ее заботе и настойчивости.

Проявляя, воистину, материнскую заботу, она вменяла в обязанность водителю её персонального автомобиля, развозить сотрудников МИДа, принимавших участие в мероприятиях на различном правительственном уровне. В особенности это касалось проводов или встреч официальных лиц в аэропорту, когда бывало, за отсутствием транспорта в ночное время, ему приходилось доставлять сотрудников домой, дабы те, по мысли Таиры Акперовны, смогли бы выспаться и вовремя придти на работу.

Проносясь по моей памяти ярким калейдоскопом, эти воспоминания реанимируют в мыслях признание великого Людвига ван Бетховена: "Я не знаю других признаков превосходства, кроме доброты. Если у человека нет величия души, он не может быть великим человеком, ни даже великим художником, ни великим деятелем, а лишь пустым истуканом для презренных толпищ, время поглотит их вместе не оставив и следа. Важно быть великим, а не казаться великим". И лишь сейчас - спустя 22 года после ее ухода из этой жизни, подвергаешься глубокому осознанию того, насколько Таира Акперовна была, а не казалась великой!

Вместе с тем, все, что касалось проблем продвижения своих подчиненных по службе, она была непреклонна в спорах с руководителем любого, самого высокого союзного ранга. Любое судьбоносное решение, так или иначе затрагивающее карьерные интересы своих сотрудников, подвергалось с ее стороны самому тщательному анализу и осуществлялось ею с непреклонной волей и искренним желанием внести каждого на заслуженный им пьедестал. Любой из сотрудников был уверен в том, что его старания и кропотливый труд не останутся незамеченными министром и всегда увенчаются очередной поступью вверх по иерархической лестнице советской дипломатии.

Именно таким образом и решались вопросы моего выдвижения на ответственные должности в советские посольства Афганистана, а затем и Ирана. И работая на этих ответственных участках дипломатического поприща, я всем своим существом прилагал максимум усилий для того, чтобы оправдать, прежде всего, ее доверие и не подвести своих коллег по работе, внести свою лепту в решении ряда важных для государства вопросов. Этому меня научила именно Таира Акперовна, именно она внушила мне чувство ответственности перед Отчизной, сформировала во мне не только четкого исполнителя решения вышестоящих органов и личностей, но и творчески мыслящего работника, сознательно и с элементом собственной инициативности выполняющего свои обязанности.

Стиль моей работы, когда я возглавлял протокольный отдел МИДа, с приданием ему особой филигранности, был ею настолько отточен, что заведующий протокольным отделом союзного МИДа Дмитрий Семенович Никифоров, при проведении мероприятий на международном уровне в Баку, позволяя себе не приезжать, отмахиваясь, констатировал: " Я спокоен, там есть маленький Никифоров в лице Вахдата Султан-заде"!

К слову, приобретенные мной во время работы под ее руководством навыки, в особенности пригодились во времена становления независимой азербайджанской дипломатии, когда я возглавлял одну из важнейших структур МИДа Азербайджанской Республики.

Сотрудники на заботу своего министра, отвечали искренней любовью и уважением. Возвращаясь с очередной загранкомандировки, каждый считал своим долгом привезти ей в подарок какой-нибудь сувенир. Ее доброта и аскетизм снискали ей славу знаменитой христианской благодетельницы матери Терезы. Собственно, именно этим именем ее нежно по-сыновни величали между собой коллеги.

Вспоминается одна из передач Центрального телевидения середины шестидесятых, посвященная празднованию Международного Женского Дня 8 марта. Дети, переодетые в костюмы космонавтов, имитируя в бутафорном космическом корабле полет над Землей, передавали приветы выдающимся представительницам прекрасного пола каждой союзной республики. Среди этих имен, наряду с Валентиной Терешковой, Людмилой Пахмутовой, Ноной Гаприндашвили и другими, прозвучало имя Таиры Таировой...

Однако особыми, яркими, неподдельно сочными красками деятельность Таиры ханум на посту министра иностранных дел Азербайджана заиграла после того, как республику возглавил Гейдар Алиевич Алиев. Обладая глубочайшими, профессиональными знаниями в области внешней политики, будучи беспрецедентно тонким и чутким по своей природе дипломатом, Гейдар Алиевич направил деятельность министерства иностранных дел республики по тому руслу, которое выводило многих представителей Азербайджана на оперативный простор мировой дипломатии, демонстрировало всей международной общественности интеллектуальный личностный потенциал азербайджанского народа. Это придавало такой неповторимый мощный импульс всей деятельности Таиры ханум, что она, словно, расправив крылья, получила второе дыхание и все её мысли, действия обрели небывалую монолитность и опору!

Именно в этот период стали активно и во множеством числе направляться на работу в советские посольства различных стран, становились слушателями Дипломатической Академии в Москве представители Азербайджана. Вспоминается, как в середине 70-х годов прошлого столетия, министр иностранных дел Грузинской ССР Теймураз Николаевич Горделадзе, возмущенно высказывал А.А. Громыко свои претензии по поводу выдвижения на дипломатические посты сотрудников грузинского МИДа: "Андрей Андреевич, так ведь за последний год на фоне того, что из азербайджанского МИДа было выдвинуто на ответственные дипломатические посты аж 9 человек, из грузинского - ни одного...!"

Собственно, и я сам в те годы однажды оказался свидетелем ее телефонного разговора с заместителем министра иностранных дел СССР по кадрам. Разговор шел по ВЧ. Замминистра был порядком раздражен принципиальностью Таиры Акперовны в направлении одного из сотрудников на дипломатическую работу. Он, не доведя разговор до логического завершения, бесцеремонно бросил трубку. Но это, ни на секунду не смутило Таиру Акперовну. Вновь набрав номер важного чиновника, она, как ни в чем не бывало, своим бодрым, звонким голосом продолжила разговор:

- Сан Саныч, видимо произошло разъединение связи, - весело пропела она, зная о том, что никакого разъединения в системе связи по ВЧ по всем техническим параметрам быть, не может, - я продолжаю настаивать на посылке товарища и прошу, чтобы вы не занимались дискриминацией наших сотрудников, - полушутливом тоном выговаривала она. И в итоге тот самый вопрос был решен самим Сан Санычем, причем в кратчайшие для подобного решения сроки.

Таира Акперовна в период всей своей деятельности на посту министра иностранных дел республики, всегда пользовалась непререкаемым авторитетом на союзном уровне, но в годы руководства Азербайджаном со стороны Гейдара Алиева, произошел стремительное возрастание её роли на международной арене. Именно в эти годы, она, трижды выезжая на заседания ООН, возглавляла комиссию по правам человека этой самой авторитетной международной организации, заменяя по сути, самого А.А Громыко. Своей честностью, порядочностью и компетентностью, Таира ханум оставляла у наших и зарубежных государственно-политических деятелей самое лучшее впечатление, достойно представляя советский, в том числе и азербайджанский народ на высшем международном уровне.

Гейдар Алиевич настолько ценил опыт и знания Таиры ханум, что кадры, взращенные ею, стали выдвигаться им на руководящие должности в советские, партийные и даже административные органы.

Безусловно, скромность украшает человека! В духе этой непреходящей истины протекала вся жизнь Таиры Акперовны и нам - ее воспитанникам было на кого ровняться и с кого брать пример. Среднеазиатский философ Абу Наср Мухаммед аль-Фараби, будучи великим ученым своего времени, пользовавшимся всемирной известностью, обладал чрезвычайной скромностью и никогда не выставлял своего "я". Когда однажды спросили его, кто является великим, он или Аристотель, то Фараби скромно ответил: "Если бы я жил во времена Аристотеля, то был бы только одним из его учеников". При воспоминании о годах работы под руководством Таиры Акперовны, меня охватывает неподдельная гордость оттого, что я был одним из ее учеников. Весьма символично в этом контексте мое нынешнее нахождение на посту азербайджанского посла в Ашхабаде и осуществление мной важной работы по повышению уровня всестороннего сотрудничества Азербайджана с Туркменистаном - с землей, на которой в 1913 году и родилась Таира Акперовна.

Память о ней жива не только в ее незабываемых делах, но и в продолжении семейной традиции в лице ее внука - Эльдара, кандидата исторических наук, сотрудника МИДа республики, находящегося в настоящее время на ответственной должности в посольстве Азербайджана в Москве.

Имя Таиры Акперовны Таировой, воплощавшей собой сплав ума, трудолюбия, редчайшей гуманности и доброты, навеки внесено в анналы отечественной истории, ибо плоды ее многолетней общественно-государственной деятельности востребованы и на нынешнем этапе поступательного развития азербайджанской государственности, укрепления ее авторитета на международной арене.

Эпохальные по сути изменения в развитии человеческого общества, немыслимые по темпам роста мирового научного, технологического прогресса, существенно повлияли на конвергированность нашего мышления. Тем ни менее, искренне хочется, чтобы будущие руководители заимствовали бы лучшие человеческие и профессиональные качества Таиры Акперовны Таировой, легендарность дел которой, составили одну из самых ярких эпопей летописи Азербайджана.

Чрезвычайный и Полномочный
посол Азербайджана в Ашхабаде Вахдат Султан-заде

Тэги:
Лента

Лента новостей